Почти всё готово. Завтра соберутся дети, внуки, друзья, чтобы поздравлять их с рубиновой свадьбой.
«Как же пролетели эти сорок лет семейной жизни!» – Элеонора, забравшись с ногами в уютное кресло, погладила бархат альбома, хранящего в фотографиях всю историю их с мужем дома.
Первые же снимки унесли хрупкую и ещё очень приятную женщину в воспоминания. Она перебирала чёрно-белые изображения, а память неумолимо вытягивала из прошлого все подробности того времени.
Прижались внук десяти лет и двенадцатилетняя внучка.
- Бабуль, кто эта девушка?
- Вера. Вы её не знаете, но я могу рассказать.
- А тут и горы! Классно! - восхитился мальчик. - Дедушка уже не раз обещал сходить с нами в поход.
- Ложитесь, слушайте, только не засните раньше времени, - засмеялась бабушка.
1. Путёвка (1976 год)
- Эля! Бугрова! Зайди в профком, там тебя ждут!
От неожиданности я удивлённо взмахнула ресницами: ещё не знала, чем точно занимается эта организация. Зачем я им понадобилась?
А потому с особым интересом постучала в дверь с надписью «Профком». Преподаватель физики Пётр Петрович Морозов, председатель этого комитета, улыбаясь, протянул какую-то бумагу и с радостью сообщил:
- Как лучшей ученице второго курса нашего техникума, мы выделили тебе бесплатную путёвку на двадцать четыре дня «По северному берегу Иссык-Куля».
Что такое Иссык-Куль и где находится, я не имела и понятия. По весёлому блеску глаз физика догадывалась, что место наверняка интересное и достойное. А Пётр Петрович явно был уверен, что все знают и мечтают там отдохнуть.
Я сгорала от нетерпения узнать, куда предстоит лететь. Поэтому между парами сбегала в библиотеку и всё разузнала про Иссык-Куль. Он оказался чудесным озером в Киргизии, соседней с Казахстаном республике, а Фрунзе – столицей горной страны, известной своими семитысячниками, которые притягивали и всегда будут притягивать альпинистов со всего мира.
- А что такое Фрунзе? - удивилась внучка.
- Это наш город раньше так назывался, когда вашей маме было двенадцать лет. Вы знаете только новое название - Бишкек.
- Ты, бабушка, могла не знать про Иссык-Куль?
- Конечно. Я ведь жила в другой республике, о которой вы не знаете. Продолжаю. Не перебивайте, - потрепала щёки внуков.
Когда приятная эйфория улетучилась, как-то сам собой выскочил вопрос:
«Путёвка путёвкой, а как же летняя сессия? Два экзамена никто не отменял. Сегодня пятница, а в понедельник утром – самолёт. Почему дирекция не подумала об этом? Ладно, значит я сама должна разрешить все вопросы».
Дельный совет дала Марина.
- Ты же в течение года учила каждую тему, и все оценки у тебя «пятёрки». Иди домой к Солдатову и объясни ситуацию, пусть поставит «автоматом».
Ойкнув в ответ, прижала руки к груди: такого не могла и представить.
- Да чего ты? – засмеялась Марина. - Всего-то: пойти домой к директору техникума, он же вёл у вас теоретическую механику. Говорю тебе: дядька понятливый.
«Человек серьёзный, культурный, - рассуждала я. - Предмет знает прекрасно и умеет понятно объяснять. За это его уважают. А тут заявится нахалка. Ну почему сразу нахалка? Что же делать? Если бы хоть какое-то решение было, а то ведь другого выхода категорически нет!»
Реальная действительность жёстко смотрела со всех сторон и диктовала свои правила. Чтобы решиться на такой шаг, вынуждена была здорово перетряхнуть самоё себя, переоценить уже сложившиеся в семнадцать лет убеждения: это можно и нужно, а другое категорически запрещено.
На не совсем твёрдых от волнения ногах поднялась на второй этаж дома по адресу, написанному Мариной. Дверь открылась, и директор Александр Михайлович предстал в халате, перетянутом поясом. Краснея и бледнея, поведала причину визита. Приходилось выдавливать из себя каждое слово. Оказалось, что мысленно представить и наметить ход беседы куда легче, чем изъясниться словами. Он согласился на мои доводы и стал доставать … экзаменационные билеты.
- Ну вы поймите: мне только дали путёвку, в понедельник – улетать, когда я могу подготовиться? Вы же знаете, весь год я всегда учила, и каждый урок была готова отвечать. Конечно, теперь что-то подзабылось, а времени на подготовку нет. Пожалуйста, поставьте «автоматом». Это будет справедливо.
«Боже, неужели это Я сказала?» - сердце колотилось, словно кричало, что тесно ему и страшно, требовало выпустить из груди. Руки подрагивали.
Преподаватель, видимо, прочувствовал, как неудобно мне выдавать такую просьбу, взял зачётку и поставил «отлично». Но увидеть, как внутри словно расцвел огромный красочный букет, он, конечно, не мог. Зато я почти наяву вдыхала аромат чуда: смогла, выстояла, добилась своей цели.
Тем не менее, даже спускаясь на улицу, не могла поверить, что пять минут назад была способна на это сумасбродство.
Бегом вернулась в техникум. Встретилась преподаватель физической химии, и сама(!) предложила зачесть экзамен «автоматом». Это прямо-таки подарок судьбы
«Так, теперь купить чемодан. Ну это не проблема. А вот купальник – настоящая загвоздка. И почему не могут нашить купальников на любой вкус и размер?». Ближе к вечеру после целого дня беготни и поисков снова заскочила в магазин «Всё для женщин», и как раз в это время как из-под земли набежала очередь, втиснулась, ещё не зная, что там за товар, а когда, вытянувшись на цыпочках, смогла увидеть, едва не вскрикнула: раздельные купальники, ярко-жёлтые с зелёными цветами, да ещё оказались импортными, высочайшего качества.
С заветной покупкой неслась домой в предвкушении надеть его. А уж дома завизжала, включила магнитофон, огромный ящик на четырёх ножках, внизу – радио, а сверху – две большие круглые кассеты с плёнкой, и под цыганские песни прыгала, и танцевала, и вертелась юлой. Хорошо как! Всем могла рассказать, что такое счастье!
Столько я набегалась перед поездкой, что и не знала, стоило ли это таких усилий? Будущее закрыто плотной завесой, и люди ничего не могут знать наперёд. Как всё загадочно устроено! Ну, хоть краешком глаза дайте взглянуть.
-А мы знаем, всё знаем! - закричали внуки.
-А вот и нет, я рассказываю вам впервые. Ждала, пока подрастёте.
-Да нет, мы знаем, что ты и мы живём там, куда тебе дали путёвку. Ой, как интересно!
-Ну слушайте дальше.