Эта статья посвящена тем, кто любит и ценит видео с качественной, высоко детализированной картинкой, хорошей проработкой теней, и богатыми градациями цветов, но не готов выкладывать за это, как минимум, пару сотен тысяч рублей.
Еще лет 11-12 назад мы видели такую картинку только в кино. Тогда съемка видео в формате Raw была прерогативой дорогущих кинокамер
В середине "нулевых" появилась Red One - камера, которая позволила делать качественный контент не только крупным голливудским студиям, но и относительно небольшим продакшн компаниям. В формате Raw начали снимать рекламу. Настоящий "прорыв" для любителей случился в 2009 году, когда молодая команда программистов, назвавшихся Magic Lantern, представили альтернативную прошивку, которая позволяла значительно расширить функционал супер популярной на тот момент камеры Canon 5D Mark II, в том числе, позволяла снимать 14-битное (!) Raw видео, что на тот момент было просто немыслимо. Но на этом ML не остановились, и уже в 2010 году выпустили аналогичную прошивку для более массовой модели Canon 550D, подарив миллионам любителей по всему миру настоящий праздник.
А в 2012 году случился настоящий прорыв - молодая компания Blackmagic Design выпустила на рынок камеру Blackmgic Cinema Camera 2.5K. Камера имела матрицу Micro 4/3 и байонет Canon EF, и позволяла снимать видео в формате Raw 12 бит, или Propres 4.2.2, с разрешением до 2,5К
Для любителей качественной видеосъемки наступило настоящее раздолье. Но, если камеры Blackmagic позволяли снимать прямо "из коробки" (хотя при съемке в Raw и здесь вас мог ждать ряд "сюрпризов", как то внезапная остановка записи, фреймдроп, битые кадры, несовместимость жестких дисков и т.д.), с Canon всё было несколько сложнее. Любой, кто решался на съемку Raw видео с помощью прошивки Magic Lantern, мог смело брать в руки бубен и пускаться в веселый пляс. Почему же большинство любителей бросают это дело на начальном этапе? Давайте разберемся.
Для, начала, вас поджидает знакомство с меню Magic Lantern, на освоение которого уйдет достаточно времени, если, конечно, вы не имели дело с профессиональными камерами, типа Red. Меню не интуитивное, многоуровневое. Прошивка состоит из разных модулей, которые могут быть активированы, или отключены, по вашему желанию. В том числе, для съемки Raw видео используется несколько модулей (непосредственно запись Raw video, запись звука, выбор битности, проигрывание видео на экране и т.д.). Некоторые настройки без подсказок и вовсе не освоить
По сути, что касается съемки Raw видео, для определенной камеры существует ряд настроек меню, которые надо просто знать, посмотрев соответствующий туториал.
Итак, предположим, вы задали определенные настройки, выставив всё по максимуму - 14 бит, разрешение, близкое к FullHD, 30 к/сек., и собрались снимать видео. И вот тут вас поджидает главный "облом", потому что при данных настройках скорость потока записи на карту памяти должна составлять 90-100 мБ/с, что посильно только лишь одной модели - Canon 5D Mark III, и то при условии использования дорогой и высокоскоростной карты памяти CFast. На остальных камерах ограничения на уровне "железа" более существенные. Так, контроллер карт памяти Canon 600D может обеспечить скорость записи максимум 21-22 мБ/с, у Canon 650D и Canon EOS M эта скорость составит 40-45 мБ/с. И обойти это узкое место не представляется возможным
Для некоторых моделей Canon, например, для EOS M, ML разработала модули "разгона" контроллера памяти (sd_uhs, sd_overlock), которые есть в составе новых так называемых "Ночных сборок" Magic Lantern, и которые теоретически способны "разогнать" скорость записи до 75 мБ/с, однако, на практике это работает плохо.
Итак, вы выставили настройки, что называется, "по максимуму", нажисаете на кнопку "запись" и... через секунду запись останавливается. А все потому, что камера не способна обеспечить нужную скорость записи на карту
Теперь вы должны превратиться в исследователя, и путем долгих экспериментов, варьируя параметры съемки (битность, разрешение, соотношение сторон, установление точного угла затвора, настройки оверлея, записи звука, и т.д. и т.п.), подобрать для себя набор параметров, при которых можно вести более менее продолжительную съемку Raw видео. Если вы собираетесь снимать короткие футажи, например, природу, с продолжительностью кадров в несколько секунд, то вы можете установить параметры близкие к экстремальным, и снимать кадр до момента автоматической остановки записи. Если же речь идет о постановочной съемке (музыкальные клипы, реклама), вы должны выдержать некий "запас прочности" для обеспечения более продолжительного времени съемки - сделать меньше разрешение, установить соотношение сторон 2.35:1, или 2.39:1 (количество точек по вертикали имеет решающее значение), включить очистку оверлея при нажатии на кнопку записи, и так далее.
Да, для исследований и экспериментов нужно достаточно много времени, но, когда в итоге получаешь картинку отличного качества, с хорошей детализацией, ты понимаешь, что это оправдано.
Отснять Raw видео мало, многих новичков в этом деле останавливает именно процесс постобработки данного формата. С одной стороны, ни один формат видео не имеет такой гибкости в обработке, как Raw, вы даже можете себе позволить сильно "промахнуться" в балансе белого и ISO, и на посте исправить свои ошибки. Ведь по сути, Raw это "сырые" данные об электрических потенциалах в каждом пикселе матрицы, а также информация об условиях съемки, не более. С другой стороны, обработка Raw требует в разы больше времени и навыков. Но и тут ребята из Magic Lantern значительно облегчили нам жизнь, выпустив такие программы, как MLV App и MLV Producer, которые позволяют импортировать сырой отснятый материал (Raw MLV), без всякой конвертации, делать первичную цветокоррекцию кадров, и выводить материал в любой монтажный кодек, будь то Prores (вплоть до 4.4.4, если вам позволяет компьютер), или h.265
С полученными в результате экспорта файлами, вы уже можете работать в любом редакторе, будь то Adobe Premier Pro, или Sony Vegas. Отличительной особенностью Raw является возможность апскейла, то есть увеличения разрешения при экспорте из программ MLV App и MLV Producer, практически без потери детализации. На Youtube есть достаточно много видео в разрешении 4К, снятого в Raw в FullHD, с последующим увеличением разрешения.
Поэтому, уважаемый читатель, если вы готовы быть исследователем, и не прочь потратить на данное увлечение достаточно времени, изучить более предметно съемку Raw видео на камеры Canon, и получить массу удовольствия от отснятых вами кадров, потрати на это совсем небольшую сумму - этот вариант для вас! Если же вы привыкли получать результат быстро, не имеете свободного времени, и вам недостаёт усидчивости и терпения - лучшим вариантом для вас будет новая современная камера, дающая хорошую картинку, что называется, "из коробки". Но это удовольствие измеряется уже тысячами долларов.
Единственное, от чего хочется предостеречь всех начинающих видеографов - не используйте съемку Raw видео на фотокамеры Canon с прошивкой Magic Lantern в коммерческих целях. Про "репортажку" я уже не говорю вовсе, но это касается и постановочной съемки. Прошивка ML нестабильна, проконтролировать съемку вы не сможете, и с большой вероятностью проект будет "завален"
В любом случае, спасибо команде Magic Lantern за то, что предоставляют нам возможность получать великолепные кадры, практически за копейки. Если вы заинтересовались темой видеосъемки в Raw на Canon - подписывайтесь на мой одноименный канал на Youtube - Canon DSLR Raw Video, и задавайте вопросы в комментариях.
Спасибо за внимание!