Найти тему

В мире абсурда: Рига закупает электрички

Оглавление

Вы спросите, какой же здесь абсурд? Дело в том, что в Риге всегда был собственный вагоностроительный завод. Своей продукцией он обеспечивал весь необъятный Советский Союз. Причём завод был основан ещё в 1895 году, то есть во времена Российской империи. Речь идёт об акционерном обществе Fenikss. Предприятие было одним из крупнейших в стране производителей вагонов.

Вот такие новые чешские  электрички скоро заменят старые, выпущенные ещё во времена Советской Латвии. Пресс-фото
Вот такие новые чешские электрички скоро заменят старые, выпущенные ещё во времена Советской Латвии. Пресс-фото

В СССР и за пределы

А в советское время знаменитая Рижская вагонка была одним из крупнейших производителей электричек, дизельных поездов и трамваев.

Причём продукция поставлялась не только в республики СССР, но и в братские социалистические страны - Болгарию, Югославию и др. Более того, РВЗ изготавливал самую различную бытовую технику для населения - холодильники, гладильные доски, санки, мебель.

На предприятия трудился многотысячный и многонациональный коллектив. Увы, после развала СССР завод, как и многие другие предприятия, тоже постигла печальная участь. В итоге его работники разъехались кто куда.

Рижские электрички знал весь СССР. Пресс-фото
Рижские электрички знал весь СССР. Пресс-фото

Цена вопроса - четверть миллиарда евро!

Как известно, Латвию покинули уже сотни тысяч человек, в том числе латыши, которые тоже трудились на заводах и фабриках. Парадокс в том, что до сих пор советские электрички трудятся в независимой Латвии. Как известно, в СССР товары были со знаком качества.

Но рано или поздно любая техника устаревает. И теперь Латвия решила потратить сумасшедшую сумму в размере аж 256 миллионов, то есть свыше четверти миллиарда евро (!) для закупки новых электричек в Чехии. С компанией Škoda Vagonka заключён соответствующий договор.

Конечно, чехи радуются своей очередной победе. По дорогам Риги уже бегают чешские троллейбусы, чешские машины и прочий транспорт. Примечательно, что латвийские министры подают сделку, как свой невероятный успех.

Собственное производство националам, которые сейчас у власти в Риге, ни к чему. Пресс-фото
Собственное производство националам, которые сейчас у власти в Риге, ни к чему. Пресс-фото

Выбрали наилучший вариант из самых дорогих

Ведь швейцарская компания Stadler Bussnang предлагала поезда общей стоимостью в 412 миллионов евро, а корейский Hyundai Rotem запросил 284 миллиона евро. Получается, что Рига выбрала "самый выгодный" вариант из трёх невероятно дорогих.

Вот такие "рачительные" хозяева сегодня у руля "свободной и независимой Латвии". Конечно, есть и более выгодные варианты, но они не в политкорректном направлении. Понятное дело, речь идёт о России, где давно уже наладили выпуск отличных электричек.

Конечно, сегодня многие с ностальгией вспоминают о славном прошлом Рижской вагонки. Ведь создание акционерного общества Fenikss было вызвано бурным развитием промышленности на Западе Российской империи.

Деньги в Ригу текли рекой. Недаром именно тогда были построены знаменитые дома в модерновом стиле, которые стали подлинным украшением города. В Латвии это направление называют югендстилем. Туристы в восторге от архитектурных шедевров царской поры.

Рижская вагонка. Всё осталось в прошлом. Пресс-фото
Рижская вагонка. Всё осталось в прошлом. Пресс-фото

Победили сторонники иностранных закупок

До 1915 года АО Fenikss произвёл порядка 28 000 пассажирских и товарных вагонов разных модификаций. Кроме того, в Риге выпускалась всевозможная сельскохозяйственная техника. В советский период объёмы производства невероятно выросли.

Кстати, в последние годы трезвые головы не раз говорили, что Рижскую вагонку нужно восстановить. Появятся новые рабочие места, которые так нужны республике. К тому же, возможно, кто-то вернётся в Ригу. Но, увы, победили сторонники иностранных закупок.

В постсоветский период именно они диктуют правила игры. Что вполне объяснимо: посредники и разного рода лоббисты получают неплохие дивиденды. Даже церемония подписания договора с чешским предприятием Skoda Vagonka растянулась на целое десятилетие.

А всё потому, что уж очень многие хотели погреть руки на лакомой закупке электричек. Скандал следовал за скандалом. Одни политики обвиняли в коррупции других. Впрочем, ясно одно: участники подобных сделок обычно думают о своём кармане, а вовсе не о благе народа...

Читайте другие материалы автора:

Развеиваем мифы: Прибалтика живёт на дотации Запада

Развеиваем мифы: почему Германия сдала Прибалтику в 1940 году

Как в Евросоюзе используют рабов из бывшего СССР

Светлану Тихановскую в Латвии не приняли, как президента РБ

Свобода слова по-латвийски: 8000 евро за Жириновского

Латыши считают, что Ленин не давал им независимость

Развеиваем мифы: как СССР оккупировал Литву

Давайте дружить! Ставьте лайки и подписывайтесь! Читайте другие материалы на канале "Статьи Дмитрия Марта"!