Найти в Дзене

Ночная архитектурная прогулка по Санкт-Петербургу. Март 2018 г.

По ночному Петербургу гуляют и фотографируют его обычно с мая по сентябрь: светло, тепло. Предлагаю отойти от традиции и пройти маршрутом, соединяющим Петроградскую сторону с Васильевским островом в последний день марта.
Заметка написана по фотографиям конца марта 2018 года, она была опубликована на портале ТУРБИНА. Предлагаю ее вниманию читателей Дзена.
Холодно, на Неве еще свой (не ладожского

По ночному Петербургу гуляют и фотографируют его обычно с мая по сентябрь: светло, тепло. Предлагаю отойти от традиции и пройти маршрутом, соединяющим Петроградскую сторону с Васильевским островом ночью в последний день марта.
Заметка написана по фотографиям 2018 года и тогда же была опубликована на портале ТУРБИНА. Предлагаю ее вниманию читателей Дзена.

Холодно, на Неве еще свой (не ладожского крупного помола) лед и люди, которые продолжают ходить по Неве. Толщина льда в это время уже ниже критической, людей мало, но что-то же ими движет.

1) Начинаем от метро «Горьковская». Почти с эскалатора слева от минаретов видна полная луна .

Луна выглядывает из-за крыши, кося одним глазом на экзотическую Соборную мечеть. Не мудрено, ведь она находится в рейтинге самых больших мечетей России, уступая тем, что в 2008 году возведена в Грозном, а годом раньше – в Махачкале.

Соборная мечеть в Петербурге — это еще и дань политкорректности: во времена правления Александра III к России отошла часть территории Средней Азии и в этой связи император хотел доказать представителям мусульманства, что их права и интересы не будут ущемляться никоим образом. Мечеть распахнула свои двери в феврале 1913 года.

Хорошо подойти к мечети ближе, чтобы рассмотреть уникальную майолику храма, созданную художником-керамистом Петром Кузьмичом Ваулиным, дедушкой знаменитого петербургского композитора Андрея Петрова. Но это лучше сделать в дневное время, ближе к вечеру.

2) Далее проезжаем на любом трамвае по Кронверкскому проспекту, где в доме №23 с 1914 по 1921 годы жил А.М.Горький.

Доходный дом Барсовой.
Доходный дом Барсовой.
Спустя год после революции писателю стало ясно, что с революцией, лозунгами которой стали экстремистские призывы «Мир хижинам, война дворцам! Кто не с нами, тот против нас», ему не по пути. Горький вступил в открытую полемику с Лениным по вопросам теории и практики революции. Слишком многих достойных граждан оставила революция за бортом привычной жизни. Прозрел Горький поздно, но что мог, то все же делал.. Сохранилась ценимая гидами легенда, что в голодном Петрограде писатель выдавал справки самым разным дамам – знакомым и незнакомым – приблизительно одинакового содержания: «Сим удостоверяю, что предъявительница сего нуждается в продовольственном пайке, особливо же в молочном питании, поскольку беременна лично от меня, буревестника революции». Срабатывало будто бы безотказно. (Полагаю это скорее анекдот, чем легенда ).

3) На третьей остановке после метро "Горьковская" выходим в том месте, где Кронверкская набережная передает эстафету набережной Мытнинской. Остановка называется «Проспект Добролюбова», от нее проходим к Неве. На Мытнинской набережной типичные для периода уличной «эклектики» 6-ти этажные здания.

Замечу, что «эклектику» условно делю на «уличную»( вторая половина 19 века) и «островную» (на рубеже веков). Уличная – с монотонным повторением исторического мелкого фрагмента на фасадах. «Островная» — близкая к модерну, со свободной, несимметричной планировкой особняков, каковых много на островах невской дельты и вдоль дорог к императорским загородным резиденциям.

4) Два слова об унылом названии набережной. Мыто – торговая пошлина. В середине 18 веке, торговый порт перебрался к Стрелке Васильевского острова под защиту пушек Петропавловской крепости. Те суда, которым не хватало места вдоль южного берега Малой Невы, швартовались у Кронверкского пролива. Якорь бросил – ступай на Мытный двор, плати пошлину, получай документ, торгуй.

Однако, стоит повернуться к 6-этажкам спиной, как откроются перспективы на Петропавловскую крепость, Дворцовую набережную, Стрелку Васильевского острова.

5) Вот только корабль «Летучий голландец» вторгается в кадр своим скульптурным оперением в стиле "а-ля IKEA".

-3

Это трехмачтовый парусник,, одна его часть которого занята под панорамный ресторан, другая – под фитнес-центр. Нашлось здесь место и для салона красоты, зала степ-аэробики, тренажеров. Позиционируется сей "корабль" как копия 30-пушечного голландского флейта «Амстердам» 1748 года постройки. Пришвартован на Мытнинской набережной.

А пришвартован как и другие «героические», исторические реконструкции на набережных Невы?

Полистал интернет – и точно: не корабль, а бетонированный дебаркадер, искусно (ли?) драпированный в память о стенаниях по пиратам Карибского моря. И ни разу с места он не сдвинулся. Одним словом – фальшак.

Да и так все это видно. Из чего сделан лев в качестве ростра, из чего «русалка»?

«Мыло на Мытнинской»? Такими вещами с доброго разрешения властей можно забить набережные, напрочь уничтожив центр города.

6) Впереди Стрелка Васильевского острова и будет повод отвлечься от грустных мыслей (какие там мысли, скажет кто-то, брюзжание одно. Все хорошо. Так было всегда. Новое с трудом находило одобрение уходящих).

Тем временем мы уже подошли к Биржевому мосту, одно время называвшемуся мостом Строителей.

Кажется, я помню еще его деревянную 25-пролетную конструкцию.

(фото из сети)
(фото из сети)

Правда для этого придется мысленно или с вертолета посмотреть на Стрелку и два ставших симметричными (по отношению к ней) Дворцовый и Биржевой мосты. Теперь они похожи на два крыла чудаковатой балтийской птицы с головой-Стрелкой:

(фото из сети)
(фото из сети)

И вся эта ожившая конструкция вторгается в простор Невы, разделяя ее течение на два глубоководных потока.

Насколько же мудрым оказалось решение перенести на 70 метров Биржевой моста в сторону Финского залива. И это еще не все. Архитектура нового Биржевого моста была согласована с впечатлением от моста Дворцового. Гигантская работа советских зодчих, идеально отсимметрировавших огромное пространство, чтобы, оказавшись на Троицком мосту, зритель почувствовал грандиозность, несопоставимость ни с чем этого вида.

Но и кроме того, архитекторы послевоенных десятилетий организовали пространство у Биржевого моста со стороны Петроградской стороны так, чтобы развести транспортные потоки в разные стороны, сняв на многие годы главную проблему Петербурга – пробки на Невском проспекте.

Для чего я пишу о подобных деталях? Именно благодаря им город становился для меня живым. Иначе он оставался бы красивым альбомом, не более того.

Нам же остается полюбоваться видами на Стрелку Васильевского острова от Биржевого моста, чтобы задержаться на самой Стрелке:

-7

31 марта трудно было представить, что юго-западный ветер в считанные дни растопит снег, очистит на время Неву, разгладит чьи-то морщины на лицах, прогонит унылые мысли от непомерно затянувшейся зиме 2018 года.

7) Стоя на Стрелке Васильевского острова просто посмотрим по сторонам. Объектив и луна договорят за меня:

Флорентийский лев (копия) у Дворцового моста и Адмиралтейства
Флорентийский лев (копия) у Дворцового моста и Адмиралтейства
Здание Кунсткамеры - памятник русского зодчества первой четверти XVIII века
Здание Кунсткамеры - памятник русского зодчества первой четверти XVIII века

Неатрибутированные фото - из архива автора 2018 года.

До новых встреч в Петербурге, Ваш Валерий Владимирович