Найти в Дзене

Еще раз о накопительстве и расхламлении

Еще раз о накопительстве и расхламлении
Уже довольно давно меня мучит вопрос о судьбе великого множества вещей, которые успели накопиться в моем доме за долгие годы.
Вопрос: “Что делать?” постоянно маячит у меня в голове с легкой руки Николая Гавриловича Чернышевского.
На первый взгляд кажется, что ответ очевиден: взять и выбросить все, чем не пользуешься.

Еще раз о накопительстве и расхламлении

Уже довольно давно меня мучит вопрос о судьбе великого множества вещей, которые успели накопиться в моем доме за долгие годы.

Вопрос: “Что делать?” постоянно маячит у меня в голове с легкой руки Николая Гавриловича Чернышевского.

На первый взгляд кажется, что ответ очевиден: взять и выбросить все, чем не пользуешься.

Я понимаю, что для молодого поколения это и не проблема вовсе. Чего проще:

  1. · прочитали японскую книжку про магическую уборку по методу Конмари;
  2. · сделали по инструкции все, что необходимо;
  3. · выкинули несколько мешков ненужного хлама;
  4. · освободили место для хлама будущего.

Легкое расставание с вещами - прерогатива молодых!

Вещи для них особой ценности не имеют (и это, наверное, правильно). Сегодня они без сожаления расстаются с тем, что еще вчера страстно желали иметь.

А вот у нас, старшего поколения отношение к вещам совсем другое. “Все, что добыто непосильным трудом...” - может и звучит смешно, но по сути выражает наше истинное отношение к данному вопросу. У нас еще живы воспоминания о радости от покупки вот этой самой кофточки (куплена по большому знакомству, с переплатой) или красивой чашки, которую мама подарила на Новый год. (Мамы давно с нами нет, а чашка все такая же красивая, только позолота чуть-чуть стерлась).

Вещи не просто покупались, а «доставались», а приложенные к процессу усилия еще больше повышали ценность данных вещей.

А иногда просто не хватало денег для приобретения самых обычных товаров.

Читаю в Интернете посты, где граждане разных возрастов гордо рапортуют о том, сколько мешков ненужного хлама отнесли сегодня на помойку. Я ими восхищаюсь, а за себя мне становиться стыдно: ну почему я никак не могу решиться на глобальные действия по выбрасыванию старых вещей!

С другой стороны, я прекрасно понимаю, откуда растут ноги моего нежелания расстаться с нажитым добром – из самого моего раннего детства.

Мои родители трудились на производстве с утра до вечера, но денег в семье из четырех человек всегда катастрофически не хватало.

Я помню, мне было семь лет, я только что пошла в первый класс, и мама купила мне две газовых ленточки, чтобы завязать праздничные бантики на моих хилых косичках. Намечалась торжественная школьная линейка. Но косички и в правду были хилыми, а ленточки – скользкими. Одна из них развязалась и бесследно потерялась. Это стало настоящей трагедией!

Как сейчас помню мамино отчаяние и не совсем справедливый гнев (ведь я даже не сама заплетала свои злополучные косички!). Но сейчас я понимаю бурную мамину реакцию: каждая копейка в нашей семье была на счету.

Прошли годы, я довольно рано (в двадцать лет) вышла замуж.

Помню, когда будущий муж сделал мне предложение, я озабоченно ответила, что бракосочетание неплохо бы отложить на несколько месяцев - родители обещали купить мне зимнее пальто, а свадьба в их скромный бюджет тогда уже никак не впишется.

Мы все-таки поженились, через год родился сын, а из доходов у нас были только две студенческие стипендии, да небольшие суммы, которые подбрасывали нам мои родители.

Но мы были молоды, бедность не казалась нам такой уж страшной трагедией. К тому же почти все наши знакомые (за очень редким исключением) жили также небогато.

Потом все наладилось, и деньги появились и вещи. Но в глубине моего сознания острой занозой, так и остался образ худенькой первоклассницы, которая совершила страшное преступление, не уследив вовремя за газовым бантиком; и бедной студентки, готовой на полгода отложить собственную свадьбу, чтобы «справить» зимнее пальто.

И вот я читаю статьи в Интернете и в очередной раз убеждаюсь, что все вокруг как-то смогли перестроиться и перестали держаться за вещи.

И стар и млад обсуждают: куда их лучше выбросить, потому что отдать некому, никто не хочет брать «старье».

А мне снова стыдно даже упоминать о том, как жалко расставаться с тем, что когда-то приобретала на свои, такие скудные, средства. До боли жалко каждую книгу, которую покупала в детстве, сэкономив 10 копеек на школьном обеде, или которую приносила мне мама, в восьмидесятые, сдав макулатуру и прекрасно понимая, как ее взрослая уже дочь любит книги и будет рада такому подарку!

А ведь сегодня старые книги безжалостно выбрасывают, отдают на переработку. Конечно, кому они теперь нужны, когда сколько душе угодно электронных версий и шикарных подарочных изданий.

Ну не могу я так жестоко поступить с дорогими для меня вещами!

Впрочем, я заметила одну любопытною закономерность, которая действует для всех возрастных категориях, включая даже тех наших граждан, кому далеко за 80.

Тот, кто в детстве и юности жил в достатке намного легче расстается с вещами по сравнению с их ровесниками из бедных семей.

У меня есть две дальних родственницы, перешагнувшие восьмидесятилетний рубеж.

Одна из них при переезде половину дорогой мебели оставила на старой квартире, отдав ее бесплатно новым жильцам. А другая забрала с собой весь хлам, включая старые газеты и поломанные стулья, хотя уже много лет она в деньгах не нуждалась.

Они с детства дружили, причем первая воспитывалась в очень обеспеченной семье, ее отец был крупным военным, а вторая жила с матерью, пламенной коммунисткой, но получавшей крошечную зарплату.

Все это я прекрасно понимаю, отдаю себе отчет в наличии у меня комплексов, но мысль: «жалко выбросить» все равно побеждает.

Тогда я начинаю искать компромисс: как бы сделать так, чтобы и вещи не выбрасывать и пространство не захламлять.

Нашлись, как мне показалось, неплохие аргументы:

1. Перехожу на здоровый образ жизни, худею, и весь мой прекрасный гардероб становится мне впору.

2. Осваиваю лоскутное шитье и мастерю из ненужных вещей милые эксклюзивные поделки.

3. Перешиваю старые платья в соответствии с последними модными веяниями.

4. И самое главное, так как исполнение вышеперечисленного требует достаточно долгого времени, я вывожу все лишнее из квартиры (она не резиновая) и перевожу в деревенский дом, в котором мой любимый муж оборудовал для меня несколько кладовок и гардеробных. Вот туда я все свое добро и помещаю, а потом постепенно начинаю с ним работать.

5. Да, а еще в одной из комнат он устроит библиотеку, чтобы мои любимые книги жили в тепле и уюте.

Весь этот великолепный план я уже начала осуществлять, и от сердца у меня, наконец отлегло.

Лишь два момента входят в диссонанс с моими замечательными задумками:

- что, если я не успею выполнить эту обширную программу, ведь «человек предполагает, а бог располагает», и как следствие первого – момент второй:

- если я уйду из этой жизни раньше, чем успею выполнить все пункты своего плана, то мне будет ужасно стыдно перед наследниками за горы оставленных «на потом», совсем не нужных им вещей.