(по обращениям граждан с жалобами на нарушение прав человека в международный суд ЕСПЧ)
По обращениям граждан с жалобами на нарушение прав человека в международный суд ЕСПЧ в 2021 году Кузбасс готов занять первое место. Поводом большинства обращений стала ситуация вокруг ООО «Разрез Кузнецкий Южный». А так же действия сотрудников правоохранительных органов Новокузнецкого района. Журналисты Кемеровской области готовы тоже отстаивать свои права в суде ЕСПЧ. Многие просто не верят в Российское правосудие.
Высказывания губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева о том, что очень скоро Кузбасс станет первым за Уралом, вызывали улыбки. Ещё он говорил о «рывке», который ждет экономику и промышленность региона. Под это дело даже придумали праздник – «300 лет Кузбассу», который будут праздновать 2021 году. Но вместо «рывка» многомиллиардные потери в бюджете области из-за спада в угольной промышленности, который был давно спрогнозирован.
Кузбасс отличился и систематическими решениями судов, которые были направлены против активистов и журналистов области. Чтобы по справедливости отстоять свои права, они намерены обратиться в Европейский суд по правам человека.
Россия уже была лидером в 2019 году среди стран по обращению граждан в ЕСПЧ и в 2020 году, похоже, что сохранит первенство. Свою лепту внёс и Кузбасс. В 2020 году в области произошло несколько громких событий. В связи с экопротестом в посёлке Черемза появилось около 20 административных протоколов и несколько судебных исков от ООО «Разрез Кузнецкий Южный» к экоативистам и журналистам, которые освещали данный протест.
ЧЕРЕМЗА
12 июня 2020 года Алексей Чиспияков, коренной житель Мысков, преградил пусть строительной технике, которая пыталась вести работы под железнодорожным мостом. В виде подъездных путей на углепогрузочную станцию начиналось строительство инфраструктуры ООО «Разрез Кузнецкий Южный». Против строительства выступали жители города Мысков. Ведь учеными экологическая емкость данной территории была признана полностью исчерпанной еще в 2006 году, а экологическая ситуация в городе была названа катастрофической. Однако, государственная экологическая экспертиза дала положительное заключение данному строительству.
Экоактивисты организовали лагерь, где сменяя друг друга, неравнодушные к происходящему активисты следили, чтобы представители заинтересованных предприятий не наносили вреда землям сельскохозяйственного назначения. Абсолютно мирным был протест, но за проведение детского праздника, на активистку Алину Морозову был составлен административный протокол.
13 августа, когда в районе лагеря начали устанавливать забор, противостояние жителей и рабочих обострилось и закончилось приездом ОМОНа. Трех пожилых пенсионеров, среди которых была женщина с инвалидностью, силовики буквально уволокли для составления административных протоколов.
18 августа для записи видеообращение к губернатору Цивилеву, с требованием его отставки, собралось около 400 человек. Для съёмок пригласили журналиста Вячеслава Кречетова, которого задержали через несколько дней и предъявили обвинение в проведении несанкционированного митинга только лишь потому, что он расставлял участников видео обращения для лучшего качества съемки. Позвонить родным и адвокату Вячеславу не дали. Только через семь часов ему позволили встретиться с адвокатом.
Ещё на несколько человек были составлены административные протоколы. Очень странно, но почти все суды проходили в позднее или ночное время. Часть решений, которые были приняты Новокузнецким районным судом против экоактивистов, была отменена в апелляции областным судом.
Девять решений суда о совершении административного правонарушения против активистов Черемзы уже вступили в силу. Еще три протокола оспариваются в областном суде. Одну из активисток Мысковский городской суд признал невиновной в совершении административного правонарушения. Не согласные с таким решением сотрудники полиции подали жалобу в областной суд. В суде первой инстанции находятся административные протоколы еще по двум активистам, которым предъявляют обвинение за участие в несанкционированном массовом мероприятии. Административные протоколы были составлены полицейскими Новокузнецкого района, а рассматривают данные дела в разных судах Кузбасса.
Активисту Денису Шакину вменяют нарушение 20.2.5 КоАП – участие в несанкционированном массовом мероприятии со штрафом в 10 тысяч рублей. Дело находится на обжаловании в областном суде.
На Дениса сотрудники полиции имели право составить административный протокол, но, так как он является членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, суд не мог выносить решение без санкции прокурора области. Судья полностью проигнорировал данный момент.
Вот как Денис Шакин прокомментировал свою ситуацию:
- Полицейские Новокузнецкого района не выявили никаких нарушений с моей стороны 13 августа, когда проходила установка «забора позора». Это уже сотрудники центра «Э» в Главке что-то там рассмотрели на видеозаписи своих коллег. Сначала мой протокол поступил в Центральный суд Новокузнецка, но я пытался оспорить данный момент с требованием перенести рассмотрение протокола по территориальности якобы совершенного правонарушения.
Когда ознакомился с делом, я заметил, что никто не запрашивал разрешение прокурора на составление административного протокола, что, на мой взгляд, просто возмутительно. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. После ознакомления с материалами дела, я подал письменное ходатайство о запросе согласия у прокурора Кемеровской области на привлечение меня к ответственности и показал удостоверение члена избирательной комиссии, однако судья отказала в удовлетворении ходатайства, и отказалась запрашивать согласие прокурора.
На видеозаписях, которые суд просматривал в заседании, на двух я или просто стою, или переписываюсь с кем-то в телефоне. На третьей записи видно, как под маской шевелится моя челюсть, но при этом не слышно, чтобы я выкрикивал какие-то лозунги. На этом основываются все обвинения.
Учитывая то, что я не считаю себя виновным в совершении правонарушения, которое мне вменяют, я, безусловно, буду идти до конца в отстаивании своих прав. До конца – значит до ЕСПЧ. Точно так же до ЕСПЧ готовы идти все эко активисты протестного лагеря Черемзы. Сейчас мы консолидируем свои возможности, чтобы ни один человек, которого несправедливо осудили за участие в мирном экологическом протесте, не остался в стороне. Сколько нас? Сейчас мы насчитываем около 15 административных протоколов, но их в любой момент может стать больше. И по каждому, если потребуется, пойдем до ЕСПЧ.
ЖУРНАЛИСТЫ КУЗБАССА
Фондом защиты гласности, которым руководит известный Алексей Симонов, в 2020 году зарегистрировано 16 случаев нарушений прав журналистов в Кемеровской области. За последние два года нарушений в отношении журналистов и СМИ в Кузбассе, зафиксировано больше, чем за предыдущие 20 лет. Отстаивать права СМИ в Европейском суде по правам человека, готовы уже четыре журналиста.
Свободный журналист-фрилансер Роман Янченко известен далеко за пределами РФ по причине того, что от него сотрудники полиции Новокузнецка требуют некую аккредитацию или лицензию, оформленную в МИДе, на ведение журналисткой деятельности на территории РФ. Роман периодически делает материалы для польского издания «Белсат». Законами РФ не предусмотрено лицензирование журналисткой деятельности, а Роман, как гражданин РФ, не может получить аккредитацию в МИДе. Однако, на него был составлен уже второй административный протокол правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Жалоба по первому протоколу уже находится в Верховном суде РФ.
Вот как Роман прокомментировал свои планы:
- Что касается ЕСПЧ, еще на этапе вынесения решения мировым судьей, мы с юристами поняли, что однозначно будем подавать жалобу в ЕСПЧ. Иллюзий по поводу нашего правосудия сейчас мало кто питает, поэтому нам сразу стало ясно еще на первом заседании, что обращение в международные инстанции нам не избежать. Сейчас жалоба по первому протоколу уже находится в Верховном суде РФ, как только станет известно решение ВС, сразу начнем готовить обращение в ЕСПЧ.
Андрей Новашев написал статью о том, что происходит в кузбасских колониях. После выхода статьи три исправительные колонии из Кемеровской области, № 5, 22 и 37, подали в суд на журналиста Андрея Новашова, который написал о пытках в исправительных учреждениях. От него потребовали опровергнуть информацию и удалить фрагменты текста с сайта. Андрей писал со слов, бывших осужденных, у которых не было повода обманывать. Андрей уверен, что проиграет суд первой инстанции, и если его дело будет проиграно во всех судебных инстанциях России, он не исключает возможности обращения в ЕСПЧ.
Редактор сетевого издания «Новости Киселевска» Наталья Зубкова, в 2018 году встала на сторону женщины, инвалида второй группы, которую пыталась обмануть квартирная мошенница, а после юрист, к услугам которого прибегла пострадавшая, чтобы избежать потери квартиры, купленной под материнский капитал. Юрист, имея на руках доверенность от своей клиентки, подал в суд иск на вселение женщины-инвалида в ее же собственную квартиру, такой иск подавать она его не просила. Договора на подобные услуги с ним не заключала, и устно разговора о таком иске у нее с юристом никогда не было. После того, как Наталья написала статью об этой истории, она получила иск о защите чести и достоинства от данного юриста. Суд Наталья проиграла. В судебном заседании все доказательства, которые были заявлены в качестве подтверждения, не были приняты судом. А один из пунктов обвинения был построен на словах, которых нет в статье.
Зубкова направила жалобу в Верховный суд РФ, однако на объективное и честное правосудие она совершенно не рассчитывает:
- Героиня моей статьи сама подтвердила, что у нее вообще не было намерений вселяться в свою квартиру через суд. Это и так ее жилплощадь, она в любой момент могла туда въехать. Однако суд не принял во внимание ее слова, как будто в РФ судам запрещено или не велено верить словам людей с ограниченными возможностями. При этом инвалидность героини не связана с психическими заболеваниями. Доказательства того, что СМИ написало правду, судом были отклонены, зато суд с особым трепетом отнесся к словам председателя совета предпринимателей нашего города Киселевска. Именно он решил обратиться в суд с иском, который не был нужен его клиенту, при этом получить дополнительные деньги за услуги, в которых клиент не нуждался.