Найти тему
Капля. Центр

Марфо-Мариинская обитель милосердия – место тишины и уединения в центре Москвы

В предыдущей статье я рассказала про «алапаевских узников», в числе которых была Елизавета Фёдоровна (1864-1918), супруга Великого князя Сергея Александровича Романова и родная сестра императрицы Александры Федоровны.

Принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская (в семье её звали Элла) приехала в Россию в мае 1884 года на собственную свадьбу с великим князем Сергеем Александровичем, братом императора Александра III. Многим тогда этот союз виделся блистательным.

Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович Романовы. Фото из интернета
Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович Романовы. Фото из интернета

Однако королевское происхождение вовсе не означало роскошного, избалованного детства. Элла родилась в многочисленной семье великого герцога Людвига IV Гессен-Дармштадского, но все семеро чад немецкого аристократа воспитывались при дворе их английской бабушки, королевы Виктории, в том числе и две маленькие девочки, которым суждено было сыграть огромную роль в истории России.

Пуританский нрав королевы Виктории, её трепетное отношение к старым добрым традициям, ревностное служение христианству создавали в семье особую атмосферу благочестия. Каждый её член, какого бы возраста и здоровья он ни был, имел многочисленные обязательства перед роднёй и обществом. В этой семье малопочетный бытовой труд считался не только не зазорным, но и предохраняющим от заразы всякого соблазна. Вторым незаменимым витамином в лечении бесовства королева считала веру.

Возможно, именно это и определило в дальнейшем жизнь и деятельность двух сестер, принявших в России уже веру православную. Хотя Элле положение невестки царского дома не диктовало обязательной перемены вероисповедания, но преданность религии, желание делами своими прославлять Христа побудили ее перейти в православие.

Великая княгиня всегда занималась благотворительностью и помогала беспризорным, больным и бедным. Когда в 1904 году началась Русско-японская война, она отправляла на фронт санитарные поезда, продовольствие, обмундирование, лекарства, подарки и даже походные церкви с иконами и утварью, а в Москве открыла госпиталь для раненых и комитеты по призрению вдов и сирот военнослужащих.

Елизавета Фёдоровна Романова. Фото из интернета
Елизавета Фёдоровна Романова. Фото из интернета

После трагической гибели Сергея Александровича в 1905 году от бомбы террориста светская жизнь для Елизаветы Федоровны потеряла всякий смысл. Но открылась новая – в служении и вере.

Елизавета Федоровна полностью удалилась от светской и дворцовой жизни, купила участок на Большой Ордынке в Москве и создала здесь Марфо-Мариинскую обитель, посвятив всю свою оставшуюся жизнь сирым и нуждающимся.

10 февраля 1909 года Елизавета, собрав сестёр основанной ею Марфо-Мариинской обители, сняла траурное платье и облачилась в монашеское одеяние.

«Я оставлю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

Марфо-Мариинская обитель была явлением уникальным: не являясь женской монашеской обителью в привычном понимании, она представляла собой общину сестер милосердия, открытую миру и по своему уставу приближающаяся к монастырю. По сути это была больница для бедных, где сиделками выступали сестры-монахини и послушницы, а также приют, общежитие для бездомных и сирот.

Прообраз деятельности будущей Обители Елизавета Федоровна увидела в служении труженицы Марфы и молитвенницы Марии — праведных сестер воскрешенного Иисусом Христом Лазаря. «Помогать больным и бедным, утешать находящихся в горе и скорби» — этими строками начинается Устав, разработанный Августейшей учредительницей.

Два года ушло на обустройство обители. Имеющиеся строения на приобретенном участке были переоборудованы под соответствующие нужды. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу с палатами, операционной, перевязочной и ванной. Здесь же освятили домовую церковь — во имя святых праведных Марфы и Марии. Этот первый храм еще называли больничным. До своего ареста (в 1924 г.) бессменным духовником обители был протоиерей отец Митрофан Сребрянский (в 2000 году канонизирован в лике святых новомучеников и исповедников Российских).

Второй храм появится позже. Строительство Собора во имя Покрова Пресвятой Богородицы закончилось в 1912 г. Строил его известный архитектор А.В. Щусев (автор Казанского вокзала и Мавзолея Ленина), а расписывали не менее известные художники – М.В. Нестеров и П.Д. Корин и скульптор С. Т. Коненков.

В.М. Нестеров создал здесь свои известные композиции «Путь к Христу», «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Сафаофа и лик Спаса над порталом.
В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу, которую расписывал П.Д. Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу».

Храм украсил не только Обитель — на многие годы он останется достопримечательностью Москвы.

Марфо-Мариинская обитель на Большой Ордынке в Москве. Фото с сайта обители
Марфо-Мариинская обитель на Большой Ордынке в Москве. Фото с сайта обители

Большое место в деятельности Обители отводилось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все сестры проходили специальное обучение. Больница в Марфо-Мариинской обители считалась лучшей в Москве. Со временем Елизавета Федоровна прикупила еще участок по соседству, на котором был построен еще один корпус в три этажа.

Авторитет Марфо-Мариинской обители милосердия был непререкаемым, и даже события 1917 года поначалу никак не повлияли на ее деятельность. Но 7 мая 1918 года, за Елизаветой Федоровной прибыл отряд стрелков. Дальнейшую её судьбу я рассказывала в предыдущей статье.

Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 г. Позднее здесь располагались кинотеатр, поликлиника, реставрационные мастерские, лаборатории. Но в 1992 году началось возрождение обители, когда ее территория была передана Московской Патриархии.

Марфо-Мариинская обитель, созданная как церковное благотворительное учреждение, не знает аналогов во всем мире.

Сегодня Марфо-Мариинская обитель - это ставропигиальный женский монастырь, при этом в Обители и по настоящее время патриаршим благословением сохраняется особый уклад жизни, восходящий к основательнице Обители Великой княгине Елизавете Федоровне и через сохранение этого уклада продолжается дело милосердия.

В Обители живут монашествующие сестры и сестры милосердия. Сегодня здесь осуществляется ряд социальных проектов, направленных на улучшение качества жизни тех, кто больше всего в этом нуждается.

Обитель помогает детям с инвалидностью, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, одиноким пожилым людям, многодетным семьям и людям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах. Так что дело, основанное более 111 лет назад Великой княгиней Елизаветой Федоровной, продолжает жить.

А сама Марфо-Мариинская обитель является уголком умиротворения и покоя в центре суетливой Москвы. Сюда мы обязательно приходим во время моей экскурсии «Женские судьбы династии Романовых» и на индивидуальных прогулках по Замоскворечью, где я с удовольствием рассказываю об этой уникальной женщине, ставшей на путь милосердия.

«В моей жизни было столько радости, а в скорби столько безграничного утешения, что я жажду хоть частицу этого отдать другим. Я могла бы исписать еще много страниц, но ведь на бумаге нелегко выразить все, что чувствуешь. Я жажду благодарить, благодарить каждую минуту за все, что мне дал Господь и это не мое новое чувство, оно всегда жило во мне», - Е.Ф. Романова.

Любите путешествия со смыслом? Тогда нам по пути! Подписывайтесь на мой канал и ставьте 👍 статьям, так я пойму, что пишу на интересные вам темы.