Первый номер журнала для школьников "Пионер" вышел 15 марта 1924 года, номер этот не сохранился, так как все экземпляры этого номера были изъяты из всех библиотек и архивов спец.службами и уничтожены, причиной изъятия и уничтожения послужило то, что вступительную статью к первому номеру журнала написал Лев Давыдович Троцкий-один из лидеров партии большевиков и руководителей Октябрьского переворота 1917 года, ближайший помощник В.И.Ленина, который, как и множество других лиц из ленинского окружения, при И.В.Сталине был объявлен врагом народа, после чего стало считаться недопустимым, что бы журнал с его статьей был в широком доступе и самый первый номер "Пионера" был отовсюду изъят и полностью пошёл под нож, по крайней мере никаких сведений, что он в каком спецхране сохранился не имеется. Но а, объявленный врагом народа, Л.Д.Троцкий сбежал заграницу, где и был убит, как утверждается наймитами НКВД, а журнал, в котором когда то он написал вступительную статью, продолжил выходить.
Сам я выписывал журнал "Пионер" с января 1983 года по февраль 1992 года, а не так давно скачал в интернете, вот тут
журналы с января 1970 года по декабрь 1982 года и преимущественно о номерах журнала выходящих в 1970-х, 1980-х годах дальше речь и пойдёт.
Понятно, что журнал издававшийся в СССР не мог не помещать на свои страницы разную идеологическую пропаганду и в "Пионере" были статьи типа: "Есть такая партия" (№7 1983)или "Заветам Ленина и партии верны" (№6 1986), где по всякому прославлялся тоталитарный режим, его единственная монопольно-правящая партия, её руководство и основатель этой партии и этого режима или разные материалы в которых говорилось о том, как пионеры проявили себя в труде, участвуя в сборе урожая в каком то колхозе или проходя трудовую практику на предприятии, при этом понятно не акцентировали внимание на то, что труд этот был бесплатным и подневольным, т. е. пионеры там использовались в качестве дармовой рабочей силы, у которой не было права на отказ.
Впрочем пионеры, а в те времена, как известно пионерами были фактически все, кто учился от конца 3-го и до 7-го класса, т. е. возрастом от 9-10 до 14 лет, которые и составляли основной контингент читателей журнала, как правило весь этот идеологический бред пролистывали и читали совсем другое, где конечно тоже бывало идеология сквозила (куда тогда совсем без неё уж), но всё таки не так сильно.
Так в пионере помещалось много хороших художественных произведений, что было немаловажно, ведь при тогдашнем совковом дефиците, достать хорошую книгу было очень трудно и в "Пионере" можно было познакомиться с некоторыми новыми произведениями. Сначала я собирался поместить здесь список понравившихся произведений, опубликованных в "Пионере", но он(список) занял бы слишком много места, поэтому желающим предлагаю самим поискать в интернете и скачать старые "Пионеры" и почитать опубликованные там произведения. Я же скажу только о произведениях одного писателя, публиковавшихся в "Пионере", Владислава Петровича Крапивина
Имя свердловского(екатеринбургского) писателя Владислава Петровича Крапивина мне было известно и ранее, из имеющейся дома книги "Детская литература", предназначенной для педагогических ВУЗов, но она написана слишком академическим языком и помещенный в ней отрывок из "Красного кливера" даёт мало представления о творчестве писателя. Так что реально с произведениями В.П.Крапивина я впервые познакомился только в "Пионере", и там же узнал о созданном им отряде "Каравелла" (о нём ещё чуть ниже будет). Первое, что я прочитал в "Пионере" из В.П.Крапивина была третья часть "Журавлёнок и молнии" (№1-4 1983), конечно мне сразу захотелось прочитать и предыдущие части, но это я смог только в 90-х годах, когда ликвидировался книжный дефицит. После "Журавлёнка", когда приходил очередной номер "Пионера" с каким то произведением В.П.Крапивина, я всегда начинал чтение журнала именно с крапивинского произведения
Произведения В.П.Крапивина мне нравятся до сих пор, некоторые из них я иногда перечитываю, уже в книжном или электронном варианте и на моем канале уже есть статья с разбором повести "Дети синего фламинго"
Поскольку основной аудиторией журнала были школьники 3-7 классов, которые все были пионерами (гопники-даже пионеры этот журнал не читали, а уж самые-самые гопники, которых не приняли или исключили из пионеров, что из за редкости было событием чуть ли не всесоюзного масштаба, тем более), правда большинство чисто формально, но это отдельный вопрос, то в "Пионере" помещались материалы рассказывающие о жизни разных школ и классов, а так же деятельности пионерской организации, которая при всей своей формальности всё же была неотъемлемой частью школьной жизни.
Так фактически в каждом номере была рубрика, где помещались письма ребят и ответы на них:
так в 70-х и в начале 80-х (до 1983 года) рубрика называлась: "Ты, я, наш отряд"
с 1983-до 8 августовского номера 1986 "Отряд говорит с отрядом"
с 10 октябрьского номера 1986-до 4 апрельского номера 1988 "Юнкоровский пост РВС (Размышляем, Вникаем, Спорим)"
с 6 июньского номера 1988-до конца 1989 ""Вперед"- Юнкоровская газета журнала "Пионер""
с 1990 и по крайней мере до конца 1991 года "Пионерское агентство "Факт""
Конечно в этих рубриках, особенно до "перестроечных" было много и совкового, при том такие письма от детей там были явно написаны под чью то диктовку, это и про то, как пионеры по своей инициативе, т. е. по приказанию партийно-комсомольского руководства провели митинг солидарности с трудящимися капиталистических стран и против войны и про то, как они добровольно помогали собирать урожай в колхозе, но а то, что это "добровольно" было принудительно естественно не писали, так же как и о том, что бесплатно. Но поднимались там и темы, которые действительно интересовали ребят: как всем в классе сдружиться, чем заняться после школы, как противостоять гопникам (хулиганам)
Уже в перестройку в "Пионере" появились рубрики: "Узел связи", где брали из почты какое то одно письмо и к этому письму помещали статью с его разбором, и "Переходный возраст", где помещались статьи о разных подростковых проблемах, включая сексуальные и отношения полов
А вот бытующее сейчас у многих представления о том, что пионерские газеты и журналы в те времена были переполнены статьями о пионерах, которые тушили пожары и вытаскивали из воды тонущих, не соответствует действительности, так в пионере я нашёл всего два материала на эту тему. Первый в №8 за 1978 год, где в рубрике "Малая пионерская энциклопедия" в статье "Пионер-герой" рассказывалось: о двенадцатилетнем Сагымбае Рыскельдиеве из маленького аула в Казахстане, который спас младшего друга от напавшей на него волчицы; так же двенадцатилетнем Игоре Кугае из города Стрый Львовской области, который помог выбраться из горящего дома двум маленьким детям; семикласснике Аудрюсе Глёжерисе из города Паланга в Литве, который спас, провалившегося под лёд, маленького мальчика. Второй в №2 за 1983 год в рубрике "Отряд говорит с отрядом", где приводится письмо некой Тани Ошкадер из Сыктывкара, где она пишет, как её старший брат Серёжа, который на момент написания письма был семиклассник, следовательно в момент события был на класс младше, в апреле месяце, когда лежал снег и было очень холодно, бросился в глубокую яму и вытащил от туда четырехлетнего мальчика.
Раз была упомянута рубрика "Малая пионерская энциклопедия", то даём её описание, рубрика эта содержала статьи рассказывающие о разных вещах, событиях, явлениях и людях относящихся к пионерской организации, так статья "Прием в пионеры" (№3 1980) рассказывала о подготовке и ритуале приёма в пионеры, статья "Отрядный вожатый" (№4 1983) рассказывала, кто это такие комсомольцы-отрядные вожатые и чем они должны заниматься (кстати у нас в школе никаких таких отрядных вожатых и не было), статья "Артек" (№1 1985) давала краткое описание Артека. По стилю статьи в рубрике были полу-энциклопедические, полу-пропагандистские, так в уже упомянутой статье "Пионер-герой" помимо троих упомянутых пионеров, совершивших действительно героические поступки, а так перечисления имен нескольких пионеров-героев периода Великой Отечественной войны, названо так же было имя Павлика Морозова, а так же нескольких имен тех кого по сути принудили стать юным героем-труда, потому что в СССР хоть и отсутствовала эксплуатация детского труда, но зато было "трудовое воспитание", т. е. по сути та же эксплуатация, только там за труд часто ничего не платили и работа там была принудительная
Ещё одна "пионерская" рубрика в "Пионере" называлась "Всесоюзный штаб Тимура"-это была в основном чисто идеолого-пропагандистская рубрика, которую не думаю, что хоть кто то читал, но партийно-комсомольское руководство журнала требовало, что бы в журнале регулярно помещался соответствующий идеологически-пропагандистский материал для этой рубрики
В отличии от "Всесоюзного штаба Тимура" дискуссионная рубрика "Дискуссионный пионерский клуб "За и против"" была действительно популярной, во многом это рубрика так же как и "Отряд говорит с отрядом" формировалась по письмам и в ней обсуждались различные вопросы, понятно, что никакие дискуссии там не могли затрагивать сути тоталитарного режима, но не которые актуальные проблемы там обсуждались, при том те, о которых нынешние совкодрочеры заявляют, что в СССР их не было, так они говорят, что в СССР все жили одинаково (хорошо-а по понятиям совкодрочеров в СССР все было хорошо) и не было повода для зависти по поводу одежды и что у кого то дома лучшие вещи
А вот статья, с цитированием писем ребят по обсуждаемой теме, в №6 1983 года "Вика с "кикой"" И.Вечной и логическое продолжение этой статьи, так же с цитированием писем, в №8 1984 года "Хрупкие вещи" И.Христовой, напрочь опровергают такое утверждение совкодрочеров и свидетельствуют о том, что в СССР была зависть, в том числе среди детей, что у кого то есть фирменный джинсы и хороший магнитофон, а у кого то нет и не предвидится и что во многих школьных классах обладатели хороших вещей попадают в "элиту", а не имеющие их в изгои
В рубрику "Клуба "За и против"" была и помещена документальная повесть Л.Симоновой "Человек приходит из детства" (№9-11 1980) о шестиклассниках одной из Челябинских школ, там широко присутствует идеологическая составляющая, но всё же в первую очередь-это жизнеописание школьного класса с его достижениями и проблемами, где идеологическую составляющую следует рассматривать просто, как данность времени, поднимаемые в повести школьные и пионерские проблемы предлагалось обсудить на страницах клуба, но обсуждение так и не состоялось, почему не состоялось можно только гадать?
С 1965 года с журналом активно сотрудничал свердловский/екатеринбургский внешкольный отряд "Каравелла"-основанный писателем В.П.Крапивиным. Ряд обсуждений в "Дискуссионном пионерском клубе "За и против"" велись "Каравеллой". Так в №10 за 1983 год ими, совместно с другими внешкольными пионерскими отрядами, была проведена дискуссия под названием "Школьная форма: какой ей быть?" Продолжение материала по этой дискуссии было помещено в №9 за 1984 год под названием "Ещё раз о школьной форме". Там говорилась, что тогдашняя советская школьная форма не совсем отвечает требованиям удобства и эстетики, а кое где и противоречит им. В частности там очень раскритиковали, столь любимую сейчас многими, девчоночью форму с фартуками, похожую на служанковскую, а так же предлагали ввести отдельно форму для холодного и теплого сезонов и в форму младших мальчиков для теплого сезона включить шорты.
О самой же "Каравелле" кое что было написано в частности в статье И.Мезенцевой "Барабанщики-марш!" (№11 1975)
А в №№9-11 1985 года была опубликована книга отряда "Каравелла": "Здравствуй, отряд!" рассказывающая о деятельности самой "Каравеллы", а так же о взглядах в "Каравелле" на то, какой должна быть пионерская организация и хотя в одной строке там упоминалось, что эта организация коммунистическая, это была просто дань времени, большая там ничего по этой идеологии не было, а там говорилось, что это организация должна быть такой, в которой ребятам действительно состоять интересно, что она не должна подавлять личность, что организацию не обходимо избавить от формализма, бюрократизма и фанфаризма, по сути в этой книге были размышления, которые можно отнести к любому детскому общественному объединению, далеко не только пионерскому.
Так же материал, подготовленный "Каравеллой", по теме пионерской (что по сути можно отнести к любой детской общественной) организации был помещен в №5 за 1987 год "Говорить или делать?" и в №7 за 1988 год "Под бумажными флагами" и как же там суждения о том, какой должна быть детская общественная организация, отличаются от суждений на ту же тему нынешних совкодрочеров и тех, кто детей терпеть не может, которые видят в организации только надзорный орган, который нужно создать только для того, что бы дети кабы чего не натворили, покорно слушались и не мешали и вообще сидели тихо и что бы их было не видно и не слышно и ничего о правах детей и о том, что ребята в такой организации должны быть не на положении поднадзорных или даже подопечных, а теми, кто имеет право решающего голоса по многим вопросам.
Помимо "Каравеллы" в журнале встречались материалы и о других детских объединениях, клубах и кружка разной направленности для примера привожу названия нескольких статей:
Л.Симонова "О глиняных черепках, о ржавых железках, об исчезнувшем море и о ребятах, которых давно не считают чудаками" (№6 1970)-об историко-археологическом кружке в Грузии
Ю.Сотник "Эвротон? Спутник? Малая Академия наук?" (№2 1971)-о биологическом и других научных кружках Киевского дворца пионеров
Л.Минц "Ребята, у которых есть свободное время, но не бывает лишнего" (№10 1978)-о Большом Детском хоре
Б.Минаев "Мы с тобой и музыка" (№8 1979) о детском школьном оперном театре в городе Щёлково
Г.Смирнова "В Царстве Снежной Королевы, или Чудеса искусственного льда" (№2 1985)-о детском ледовом театре города Москвы
Но а в рубрике "Кораблик", имеющая подзаголовок: "Кораблик-журнал в журнале печатает только тебя", помещались литературные произведения самих ребят, чаще всего-это были стихи, но встречались и небольшие рассказы, уж не знаю, их нужно было присылать обязательно в напечатанном виде, а напечатать тогда мало кто имел возможность, ведь печатная машинка была мало у кого, а про компьютеры даже упоминать не стоит или брали и рукописные. Так же в "кораблике" помещали и детские рисунки.
Помещали в "Пионере" и материалы о таком пионерском лагере, как Артек, опять же среди этого было много лозунговых пропагандистских заметок, но встречались и вполне стоящие материалы, пусть даже в пределах известной идеологии, рассказывающие об Артеке и артековцах и проводимых там мероприятиях:
Е.Рыбинский "Главное в Артеке-ребята" начальник Артека об Артеке (№6 1975)
"Мы в Артеке" из дневника артековцев (№6 1975)
"Голубое небо, ласковое солнце, прекрасный "Артек""(№6 1985)
"Об "Артеке" и артековцах" (№6 1985)
Оба этих материала в №6 за 1985 год содержат отзывы об Артеке тех, кто там побывал, понятно, что они все написаны в стиле прославления советского режима без всякого сомнения его непогрешимости, а в отзывы иностранцев должно быть в необходимых местах и правки внесли, но вот чем эти отзывы отличаются от призывов нынешних российских ура-патриотов, которые зовут к возрождению великодержавия в том числе даже военным путём и видят заграницей только вражеское окружение, в отзывах же в журнале несмотря на присутствующую в них совковость, содержатся мысли о необходимости сохранения мира и недопустимости развязывания войны и что заграницей надо не искать врагов, а искать пути налаживания дружеских отношений, конечно насколько СССР в своих действиях соответствовал этим отзывам-это другой вопрос, но эти отзывы за мир и дружбу полная противоположность призывам нынешним российским ура-патриотам сметать всех кто стоит на пути великодержавия
В №№ 6 и 7 за 1987 год опубликованы отрывки из книги об Артеке "Всем, всем добрый день!" главного редактора журнала пионер в 1971-1986 годах С.Фурина, там много свойственной времени написания книги, а книга написана значительно раньше публикации в пионере, идеологии, но есть и описание повседневной жизни Артека и проводимых там мероприятий, что представляет определённый исторический интерес.
Кстати самому Станиславу Александровичу Фурину, как главному редактору журнала "Пионер" надо отдать должное, "идеология" при нём в журнале занимала не так уж много места, а значительный объём журнала занимали хорошие литературные произведения и материалы о жизни и проблемах ребят в общечеловеческом плане, так же журнал при нём хорошо иллюстрировался
Продолжение тут:
и тут: