Вступающий администрация Байден необходимо быстро расширить ядерный договор СНВ до истечения этого срока на 5 февраля Россия уже ранее предложил продление на пять лет, в соответствии с условиями договора. Однако это продление будет лишь первым шагом в долгом процессе по возвращению контроля над ядерными вооружениями с края пропасти.
Администрация Трампа предварительно договорилась с Москвой о продлении на один год с замораживанием всех ядерных боеголовок. Но эта попытка не удалась по вопросам проверки. Команда Байдена выразила поддержку безоговорочного продления и, похоже, отдает предпочтение более длительному периоду. Учитывая сложности, предоставление переговорщикам полных пяти лет позволит избежать раннего крайнего срока, который может оказать давление на Вашингтон. Переговорщикам нужно будет решить несколько сложных взаимосвязанных вопросов.
Текущие ограничения на развернутые стратегические боеголовки и пусковые установки должны быть снижены. Текущий предел боеголовок в 1550 единиц соблюден обеими сторонами, и в этой категории существует паритет. В ходе новых переговоров потолок может быть снижен примерно до 1000, что близко к цифре, которую военные США заявили в 2013 году, которую они могут принять. Это еще больше снизит риск выхода из строя первого удара с каждой стороны.
Предел развернутых пусковых установок в 700 единиц (который включает развернутые межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и бомбардировщики с ядерными боеголовками) также может быть снижен, но не слишком сильно, поскольку небольшое их количество может стать привлекательными целями для первого удара.
Эти развернутые стратегические системы потенциально являются наиболее дестабилизирующими и их легче всего проверить, поэтому им следует отдать приоритет.
Далее, согласие России на временное замораживание всех боеголовок побудило некоторых настаивать на том, чтобы последующее соглашение СНВ также распространялось на боеголовки, находящиеся на хранении. В этой категории существует дисбаланс: Россия держит на хранении около 3000 боеголовок, а Соединенные Штаты - около 2400. С учетом этих цифр у России есть сильное преимущество в нестратегических боеголовках, которые могут дестабилизировать региональную безопасность.
Простое замораживание этих систем не было бы надежным и долгосрочным решением, поскольку оно зафиксировало бы американское неравенство. Но дисбаланс в нестратегических системах обеспокоил наших европейских союзников, особенно в связи с прекращением действия Договора о ракетах средней и меньшей дальности, который открывает двери для развертывания Россией ракет средней дальности, которые могут нанести им удар. Таким образом, глубокие сокращения хранимых боеголовок до общего предела в 1500 единиц каждая, с возможными нижними потолками для нестратегических боеголовок, также были бы хорошим результатом для США и их союзников. Однако проверка хранимых боеголовок потребовала бы более интрузивных мер, на которые российские переговорщики неохотно соглашаются.
Чтобы реализовать такое сокращение ядерных вооружений, переговорщикам необходимо будет разобраться с серией дестабилизирующих событий, произошедших за последние два десятилетия, которые вместе нарушили предыдущий консенсус в отношении того, что составляет стратегическую стабильность, а именно, каждая сторона сохраняет способность наносить второй удар.
Соединенные Штаты, реагируя на распространение ядерного оружия и террористические угрозы, вышли из Договора по противоракетной обороне в 2002 году и рассматривают варианты создания гиперзвуковых средств быстрого глобального удара.
Россия опасается, что такое сочетание глобального быстрого удара с применением обычных вооружений и противоракетной обороны может дать США возможность нанести удар первыми и отразить любой ответный удар. В результате Москва разрабатывает шесть новых систем доставки, предназначенных для поражения американской обороны, в том числе развернутый гиперзвуковой планер (Авангард), крылатую ракету с ядерной установкой (Skyfall) и гиперзвуковую крылатую ракету (Циркон). Некоторые аналитики в США считают эти новые российские системы дестабилизирующими.
Неурегулированные, эти изменения подорвут усилия по дальнейшему сокращению боеголовок и закрепят опасное ощущение стратегической уязвимости с обеих сторон. Но повернуть вспять это развитие будет сложно.
Необходимо будет обсудить ограничения по противоракетной обороне, но ратификация Сенатом второго Договора по противоракетной обороне весьма сомнительна. Если будут согласованы дополнительные ограничения по ПРО, эти ограничения должны будут предусматривать наличие адекватных американских перехватчиков для борьбы с угрозами распространения со стороны таких государств, как Северная Корея и Иран. Одобрение Конгресса может быть достигнуто простым большинством голосов обеих палат, как в случае с Договором об ограничении стратегических вооружений I.
Возможно, также потребуется достичь ограничений на новые системы России и американскую программу глобального удара с применением обычных вооружений либо в ходе переговоров по СНВ, либо в рамках отдельного соглашения.
В контексте ограничений на нестратегическое оружие участники переговоров могут также искать способы возродить элементы заброшенного Договора о РСМД. Один из вариантов - запретить все ракеты наземного базирования средней дальности (500–5500 км), оснащенные ядерными боеголовками. В качестве альтернативы ракеты средней дальности могут быть исключены из зоны, находящейся в пределах досягаемости целей НАТО. Россия внесла предложение по проверке, которое может позволить пересмотреть Договор о РСМД.
Наконец, по мере роста ядерного потенциала Китая возникает необходимость включить Китай в любой будущий договор СНВ. Китай, однако, вряд ли захочет вступить в бой, поскольку у него чуть более 300 ядерных боеголовок, или менее 10 процентов от количества развернутых и хранимых боеголовок, имеющихся у России и США. Если Китай будет включен, на Великобританию будет оказываться дальнейшее давление. и Франция, чтобы ограничить количество своих боеголовок, чему наши близкие союзники могут сопротивляться. Хорошим исходом может быть, если Соединенные Штаты и Россия вместе окажут давление на Китай, чтобы заморозить его текущее количество ядерных боеголовок, пока обе стороны по СНВ остаются в своих новых сокращенных пределах.
Чтобы подготовить почву для успешных переговоров с Россией, США должны сначала предложить двусторонние переговоры, чтобы восстановить некоторое общее понимание того, что составляет стратегическую стабильность. Помимо вопросов, рассмотренных выше, на этих переговорах необходимо будет изучить ядерную доктрину обеих сторон. Российская доктрина «эскалации с целью деэскалации» подразумевает готовность России первой применить ядерное оружие, что еще больше дестабилизирует ситуацию во время кризиса.
У россиян могут возникнуть аналогичные опасения по поводу Соединенных Штатов после обзора ядерной политики 2018 года. Эти переговоры могут также обсудить кодекс поведения и другие шаги, касающиеся безопасности командно-административных механизмов каждой стороны, чтобы гарантировать, что критически важные киберсистемы остаются безопасными и не повреждены.
А чтобы подготовить почву для последующего одобрения Конгрессом любой сделки, администрации Байдена следует воссоздать группу наблюдателей в Конгрессе по контролю над вооружениями, которая сможет следить за переговорами и, мы надеемся, выступить в качестве валидаторов, когда Конгресс в конечном итоге рассмотрит соглашения.
Избранный президент Джо Байден будет иметь опытную команду, чтобы разобраться в этих сложных вопросах. Но для достижения успеха потребуется время и творческий подход. Учитывая плохое состояние американо-российских отношений , успех здесь может стать важным шагом в правильном направлении.
Ханс Биннендейк - видный сотрудник Атлантического совета. Ранее он занимал должность старшего директора Совета национальной безопасности по вопросам обороны и контроля над вооружениями, а также директором Института национальных стратегических исследований Национального университета обороны.