Найти в Дзене
Откровения юриста

Проблематика защиты авторских прав в сети интернет на примере блогера в Инстаграм

С развитием Интернета все большую популярность приобретают социальные сети и монетизация этих социальных сетей. Одной из самых популярных социальных сетей выступает Инстаграм. Один миллиард пользователей используют эту социальную сеть ежемесячно. С точки зрения числа активных пользователей, - это вторая традиционная социальная сеть после Фейсбук. В России 40 миллионов пользователей ежемесячно с

С развитием Интернета все большую популярность приобретают социальные сети и монетизация этих социальных сетей. Одной из самых популярных социальных сетей выступает Инстаграм. Один миллиард пользователей используют эту социальную сеть ежемесячно. С точки зрения числа активных пользователей, - это вторая традиционная социальная сеть после Фейсбук. В России 40 миллионов пользователей ежемесячно с ежедневной периодичностью используют Инстаграм. Немалую часть этих пользователей занимают так называемые «блогеры». Блогер - специалист, который ведет онлайн-ресурс. Блогеры – эксперты в той или иной области. Свои знания, опыт и навыки превращают в инфопродукты (книги, пособия, гайды, курсы, марафоны, вебинары и так далее), которые продают людям.

Instagram — приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей
Instagram — приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей

Инфопродукты пользуются популярностью среди пользователей Интернет-пространства, так как дают реальную пользу людям, но за меньшие деньги, чем они мы смогли приобрести эти «знания» на спецкурсах, учебных заведениях и так далее. Но, и в этой индустрии не обошлось без пиратсва. Люди, покупая инфопродукт у блогера, сливают его в специальные чаты, продавая за еще меньшую цену. Некоторые воруют такой контент и выдают за свой, получая за это «грязные деньги». Таким образом, труд человека обесценивается, обесцениваются и его права на этот продукт.

На самый простой инфопродукт блогер в среднем тратит около 3-8 месяцев работы только лишь на написание, далее следует съемка/дизайн/упаковка/продвижение/продажи, все это выходит в достаточно крупную сумму. Но самое ценное тут то, что человек, вкладывая себя в продукт, не может отстоять его.

Приведу наглядный пример, с которым столкнулся лично. Блогер, во всемирной социальной сети Инстаграм, написал пособие, где выражал свое экспертное мнение по отношению к профессии, обучал данной профессии. Обучение строилось на трехлетнем опыте в этой профессии, на знаниях, которые блогер получал на курсах и различных обучениях по данной профессии. При написании этого материала, автор использовал свой творческий труд. Данная работа имеет материальное выражение, так как она была сконструирована и опубликована на специальном сайте для дальнейшей продажи данного материала. Совокупность вышеперечисленных факторов позволяет говорить о наличии двух основных критериев для признания вышеуказанного пособия объектом авторских прав и как следствие об охраноспособности авторских прав, распространяющихся на данный продукт.

Однако, как уже было сказано выше, блогер столкнулся с таким феноменом, как интернет-пиратство. Его пособие было размещено без его (блогера - автора) ведома на специальной платформе – в telegram канале, где осуществлялась перепродажа этого материала. На данном канале размещается множество работ других авторов, которые можно забрать бесплатно или перекупить за меньшую сумму, чем от автора. Как можно понять, данная платформа пользуется огромным спросом. И индивид, видя свою выгоду в этом, покупает материла у «пирата».

На практике дело обстоит таким образом, что автор не может защитить свои права, даже не может как-то повлиять на незаконное распространение своего труда по причине обезличенности субъекта, занимающегося пиратской деятельностью. Ведь даже для банальной претензии, не говоря уже об исковом заявлении, необходимо знать персонифицированные данные индивида, который занимается незаконным распространением труда, являющегося объектом авторского права.

Ввиду сложившейся конъюнктуры, следует отметить, что пока не будут надлежащим образом разработаны современные концепции защиты авторских прав в сети Интернет, создавать и размещать свои работы во всемирной паутине человеку, знающему, что его материал может быть украден, без упоминания автора и без определенных последствий для пиратов, становится невыгодно, вследствие чего, развитие данного сектора находится под определенным ударом.

Решение данной проблемы я вижу в том, чтобы все пользователи, занимающиеся разработкой авторского материала, преследующие коммерческие цели, например, инфопродукт блогера, должны будут зашифровывать свою трудовую деятельность индивидуальным спец-кодом для каждого пользователя, который в дальнейшем приобретет данный материал. Этот код поможет быстро идентифицировать пользователя, который занимается незаконным распространением авторского материала. Плюсом ко всему, авторам следует обратить внимание на то, что, чтобы данный метод сработал, необходимо продавать свои продукты через специальные платежные программы, которые автоматически будут хранить данные о пользователе, который пользователь сам и оставил, и автоматически направлять материал с зашифрованным индивидуальным специализированным кодом.

По моему мнению, данный способ максимально минимизирует риски нарушения авторского права в сети интернет и поспособствует быстрой идентификации пользователей, которые будут заниматься пиратской деятельностью, и как следствие, беспрепятственному восстановлению судом нарушенных авторских прав.