Найти в Дзене
Откровения юриста

Понятия и критерии охраноспособности объектов авторских прав

Для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав необходимо, чтобы он отвечал двум основным критериям охраноспособности (специальным признакам объектов авторских прав).
Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения литературы, науки или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Следовательно, первым требованием для признания результата

Для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав необходимо, чтобы он отвечал двум основным критериям охраноспособности (специальным признакам объектов авторских прав).

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения литературы, науки или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Следовательно, первым требованием для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав является творческий характер труда его создателя. В отечественной цивилистической доктрине были выработаны два основных подхода к определению творчества — субъективный и объективный.

Субъективный подход предполагает, что охраноспособное произведение должно отражать в себе личность и индивидуальность автора, его уникальный авторский стиль и тому подобное (О. С. Иоффе, В. И. Серебровский, В. А. Дозорцев и др.).[1]

Объективный подход основывается на положении о том, что условием предоставления произведению правовой охраны является не субъективно-творческий характер деятельности автора, а творческий характер результата, его новизна (М. В. Гордон, В. Я. Ионас и др.)[2].

Отечественное законодательство основывается на субъективном подходе: требование творчества предъявляется к труду автора. Господством субъективного подхода в отечественном правопорядке объясняется следующая правовая позиция высших судебных инстанций: само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что он создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторских прав[3].

Судебная практика исходит из презумпции, что результат интеллектуальной деятельности создан творческим трудом, пока не доказано иное.

Важно отметить, что творческая составляющая объекта авторского права не зависит от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Так, звуко- и видеозаписи, снятые на мобильный телефон (съемка разговора актера с поваром на кухне), были признаны результатом интеллектуальной деятельности гражданина, имели признаки творческого труда, так как автор уловил момент жизненной ситуации, составивший сюжет видеозаписи, настроил телефон, выбрал план съемки. Отсутствие специальных технических приемов само по себе не влияло на оценку видеозаписи как произведения[4].

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Поэтому вторым критерием охраноспособности объектов авторских прав является выражение произведения в объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).

В доктрине авторского права существовали две позиции относительно соотношения объективной формы выражения произведения и возможности его воспроизведения. Представители первой точки зрения полагали, что объективная форма произведения и его воспроизводимость представляют собой единый признак охраноспособного произведения и именно воспроизводимость произведения определяется формой, в которой оно выражено. Другие ученые считали, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения. В. И. Серебровский писал, что «если результат труда автора по тем или иным причинам не может быть воспроизведен, то этот результат не может быть признан объектом авторского права».

В качестве примеров формы выражения произведения в ч. 4 ГК РФ законодатель приводит письменную, устную (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и т. п.), форму изображения, звуко- или видеозаписи, объемно-пространственную форму (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Перечень является открытым, что означает возможность существования произведения в иных формах (например, мультимедийные продукты имеют электронную форму выражения).

Так, по одному из дел Верховный Суд РФ указал, что различие текстов двух произведений по смысловой нагрузке, характеру изложения и их ориентированность на различные читательские аудитории сами по себе не являются обстоятельствами, исключающими факт заимствования фрагментов одного произведения из другого. Для разрешения данного дела (доказательства заимствования издательством текстов из диссертации и статьи автора) юридически значимым являлось обстоятельство, подтверждающее соответствие фрагментов диссертации и статьи истца, содержание которых повторяется в книге, выпущенной издательством, критериям объектов авторского права, которым предоставляется правовая охрана, или отсутствие такого соответствия.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Вместе с тем в отношении программы для ЭВМ и баз данных законодатель допускает возможность регистрации, которая осуществляется по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Регистрация программы для ЭВМ и базы данных проходит несколько этапов в Роспатенте: прием заявки на регистрацию; проверка документов и материалов заявки на регистрацию; оформление результатов проверки заявки на регистрацию; внесение записей в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных при положительном результате проверки и выдача свидетельства о государственной регистрации; публикация сведений о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных в официальном бюллетене Роспатента «Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем»; ведение архива заявок на регистрацию.

Объектами авторских прав являются произведение науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ). Перечень объектов авторских прав является открытым.

Объектами авторских прав, прежде всего, являются произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). В законе не содержится дефиниции произведения. Определения данного понятия предлагаются в юридической литературе. Так, В.И. Серебровский под произведением понимал «совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения».

В качестве особых видов произведений выделяются производные произведения (п. 2 ст. 1259, п. 1 ст. 1260 ГК РФ), и составные произведения, (п. 2 ст. 1259, п. 2 ст. 1260 ГК РФ). Отдельно определяется правовой режим таких объектов, как аудиовизуальное произведение (ст. 1263 ГК РФ) и база данных (абз. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ), которые в соответствии со ст. 1240 ГК РФ относятся к сложным объектам интеллектуальных прав.

Помимо произведений, самостоятельными объектами авторских прав могут быть признаны части произведения, его название или персонаж, если указанные элементы произведения отвечают рассмотренным выше критериям охраноспособности (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).

Кроме того, к числу объектов авторских прав законодатель относит программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения (ст. 1261, 1262 ГК РФ).

В состав объектов авторских прав входят следующие типы произведений:

· Литературные произведения

· Драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения.

В настоящее время с развитием компьютерных технологий создаются новые формы художественного творчества. Появляется новое искусство, «которое не находило своих перспектив реализации в традиционных рамках изобразительного искусства, экранных видах культуры и т.д.». В литературе такое направление получило название сетевого искусства.

· Хореографические произведения и пантомимы.

· Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства. Произведения изобразительного искусства являются результатом художественного творчества, в рамках которого создаются зрительно воспринимаемые художественные формы. В качестве примеров произведений изобразительного искусства в ГК РФ приводятся произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы и комиксы.

Важно отметить, что рассматриваемые произведения обладают авторско-правовой охраной независимо от их художественных достоинств (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Поэтому суждения о качестве произведения, стиле и предпочтениях художника не влияют на режим авторско-правовой охраны.

· Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картины), декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — «вырезаю, высекаю») является произведением, которое имеет объемную, трехмерную форму и выполняется из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом человека, реже — животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Художественно- выразительные средства скульптуры — построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также разработка цвета.

Различаются следующие виды скульптуры: круглая (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона); монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово- парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание.

Дизайн (англ. design — «проектировать, чертить, задумать», а также «проект, план, рисунок») определяется как конструирование вещей (одежды), машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.

Комиксы (англ. comics, от comic — «смешной») — серии рисунков в газетах и журналах с краткими подписями (составляющими законченное повествование), принадлежащие к так называемому жанру массовой литературы (как правило, приключения, детективы и тому подобное, иногда — упрощенно излагаемые произведения классической литературы).

· Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства.

· Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.

· Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

· Произведения науки, географические, геологические и другие карты, планы, эскизы. Российское законодательство, не закрепляя понятия произведения науки, содержит дефиницию научного и (или) научно- технического результата как продукта научной и (или) научно-технической деятельности, содержащего новые знания или решения и зафиксиров анного на любом информационном носителе.

· В условиях стремительного развития компьютерных технологий особое распространение получили такие разновидности объектов авторских прав, как программы для ЭВМ.

Под программой для ЭВМ понимается представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ , и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

Программы для ЭВМ (компьютерные программы) предназначены для функционирования компьютерной техники, что позволяет реализовывать самые различные задачи. Данные программы составляют содержание понятия Software (программное обеспечение), без которого невозможно функционирование соответствующих технических устройств — Hardware (аппаратное обеспечение).[5]

Кроме известных компьютерных программ (текстовых и графических редакторов, утилит, драйверов и др.), в том числе повсеместно используемых приложений для планшетных компьютеров и мобильных телефонов , к разновидностям программ для ЭВМ относятся операционные системы (например, операционные системы Windows’s, Linux, macOS), которые представляют собой программное обеспечение, осуществляющее управление выполнением компьютерных программ, распределением памяти, организацией данных .

Как следует из определения программы для ЭВМ, подготовительные материалы и аудиовизуальные отображения включаются в понятие «программа для ЭВМ». Аудиовизуальные отображения (интерфейс) есть у каждой компьютерной программы: речь идет об окне для взаимодействия с пользователем, используемом для ввода и вывода информации. Интерфейс может быть простым — без использования графики, звука (например, интерфейс программы «Блокнот», включенной в стандартный пакет Window s) и графическим — с использованием названных элементов (например, интерфейс программы Книги, где имитируется книжная полка). Вместе с тем, независимо от вида интерфейса, те компоненты, которые отображаются на экране компьютера в качестве окна для взаимодействия с пользователем, являются частью программы для ЭВМ, а не осложняющим ее элементом.

Программы для ЭВМ могут быть выражены на любом языке программирования и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. Именно этот факт определяет режим охраны данных объектов: авторские права на компьютерные программы охраняются как права на произведения литературы (ст. 1261 ГК РФ).

Установление такого правового режима соответствует ст. 4 Договора ВОИС по авторскому праву и п. 1 ст. 10 Соглашения ТРИ ПС, которые содержат указание на то, что программы для ЭВМ должны охраняться как литературные произведения и на них должны в связи с этим распространяться положения Бернской конвенции.

В отличие от произведений литературы программа для ЭВМ может быть зарегистрирована (ст. 1262 ГК РФ). Если программа для ЭВМ зарегистрирована, то и переход исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 5 ст. 1262 ГК РФ).

· Мультимедийный продукт возможно определить как выраженный в электронной (цифровой) форме объект авторских прав, который включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (таких как программа для ЭВМ, произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения и др.) и с помощью компьютерных устройств функционирует в процессе взаимодействия с пользователем. В качестве признаков мультимедийного продукта выделяются сложность, виртуальность, интерактивность, а также особая электронная форма выражения.

Авторами мультимедийного продукта, как правило, являются сценарист, художник, программист, композитор (который создал музыкальное произведение специально для этого объекта). Применительно к отдельным разновидностям мультимедийного продукта указанный перечень лиц может уточняться.

Мультимедийными продуктами могут быть признаны компьютерные игры, виртуальные музеи, библиотеки, экскурсии, интернет-сайты и т. д.

· База данных. Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). База данных как объект авторских прав не тождественна совокупности материалов, составляющих ее содержание.

К числу примеров баз данных могут быть отнесены справочные правовые системы, электронные картотеки, клиентские базы и др. Судебной практике известны случаи квалификации в качестве базы данных компьютерного контента.

[1] О.С. Иоффе Советское гражданское право, 1965. С.5; В.И. Серебровский Вопросы советского авторского права, 1956. С.34

[2] М.В. Гордон Советское авторское право, 1955. С.63; В.Я. Ионас Критерии творчества в авторском праве и судебной практике, 1963. С.23; А.В. Кашанин Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российском и иностранном авторском праве, 2007. С.97

[3] Пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ №5, Пленума ВАС РФ №29 от 26 марта 2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации

[4] Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2013 г., постановление Суда по интеллектуальным правам от 23 апреля 2014 № С01-167/2014 по делу № А28-11834/2012

[5] В.А. Корнеев Прогаммы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем как объекты интеллектуальных прав, 2010