Найти в Дзене
Artfragment

Что делать с 24 по 31 декабря

Оглавление

«Провинциальный» авангард, индустриальная Италия, последние годы Варлама Шаламова на экране и писатели-алкоголики в новой книге Оливии Лэнг. Гид по событиям, которые отвлекут и развлекут вас в ближайшие дни.

Что: выставка «Авангард. На телеге в XXI век»

Где: «Ельцин Центр» (Екатеринбург)

Когда: до 17 января

Василий Кандинский, эскиз к композиции «Красное с черным».
Василий Кандинский, эскиз к композиции «Красное с черным».

Давно хотели побывать в Екатеринбурге? Сейчас поводов сразу несколько. Первый — здесь, в отличие от Москвы, открыты культурные институции. Второй — в «Ельцин Центре» проходит выставка, на которой показывают ранее неизвестные картины русских авангардистов. В 1918-1921 годах их произведения в большом количестве закупала государственная комиссия для отправки в регионы страны. Они должны были составить коллекцию будущей сети музеев современного искусства, целью которых видели воспитание художников, способных совершить культурную революцию. Но этому утопическому проекту не суждено было реализоваться. Зато в регионах успели провести несколько выставок. Одна из них — Третья передвижная — открылась в октябре 1921 года в Советске. Она стала событием даже по столичным меркам. Работы привезли из Вятки, Москвы, Петрограда, Казани. Выставлялись 322 произведения пятидесяти пяти художников, среди которых были Кандинский, Родченко, Степанова, Удальцова. Для провинции это был беспрецедентный масштаб. Выставка ошеломила публику своей новизной. Многие работы — особенно авангардные — зрители не поняли. Вместе с командой «Энциклопедии русского авангарда «Ельцин Центр» частично воссоздал выставки начала прошлого века. Причем десятки работ ждали почти 100 лет, чтобы их вновь увидела публика.

Что: выставка «Индустриальная Италия, 1920-1960. Фотографии Джироламо Бомбелли»

Где: музейно-выставочный центр «Росфото» (Санкт-Петербург)

Когда: до 24 января

Производство пряжи на ткацкой фабрике «Джованни Бассетти».
Производство пряжи на ткацкой фабрике «Джованни Бассетти».

В Италию пока нельзя, хотя и очень хочется. Но можно поразглядывать ее. Вернее, ее индустриальные будни первой половины XX века. Их запечатлел Джироламо Бомбелли, который сначала специализировался на фотографии ренессансной живописи для аукционных домов, а потом стал снимать заводы и фабрики. Часто съемки проводились по заказу самих предпринимателей, желавших задокументировать принадлежащие им промышленные здания и территории, реалии производственных процессов, новейшее оборудование, инфраструктуру для рабочих и их семей

Склад бутылей вермута на заводе «Мартини и Росси».
Склад бутылей вермута на заводе «Мартини и Росси».

Вошедшие в экспозицию снимки широкая публика раньше не видела. Фотографии составляют часть архива Джироламо Бомбелли и его партнера Луиджи Каттанео, работавших в Ломбардии между 1920 и 1960 годами.

Что: онлайн-лекция Ирины Кулик «Монумент энтропии. Лэнд-арт»

Когда: 29 декабря, 19:00

Ссылка: http://mamm-mdf.ru/events/detail/onlayn-lektsiya-iriny-kulik-monumenty-entropii-lend-art/

Саймон Бэк, узоры на снегу.
Саймон Бэк, узоры на снегу.

Последнюю лекцию 2020 года Ирина Кулик посвятит лэнд-арту. Классики этого жанра создавали посреди дикой природы руины никогда не существовавших цивилизаций и ландшафты постапокалиптического будущего. Так, с 1972 года американский художник Майкл Хейзер построил в пустыне Невада свой «Город» — объект размером, по его собственным словам, с целую цивилизацию, но цивилизацию исчезнувшую. Проект не закончен и закрыт для публики, но тем не менее уже стал частью истории искусства — и ее мифом.  Классический лэнд-арт — будь то работы Хейзера или Роберта Смитсона — вписывает произведения не только в пространственный, но и во временной ландшафт, меняя у зрителя восприятие истории и собственного места в ней.

Что: фильм «Сентенция»

Режиссер Дмитрий Рудаков

Кадр из фильма «Сентенция».
Кадр из фильма «Сентенция».

«Сентенция» — лента о последних годах жизни Варлама Шаламова. Картина — дебютная для режиссера Дмитрия Рудакова — названа по одному из «Колымских рассказов». Черно-белая, снятая на 16-миллиметровую пленку, она рассказывает о том, как двое журналистов пытаются найти рукописи Шаламова. А сам он в это время доживает свои дни в доме престарелых. Кинокритик Антон Долин отметил, что этот «почти абстрактный фильм-ощущение напоминает ранние работы Александра Сокурова или эпизоды из фильмов Дэвида Линча».

Что: Оливия Лэнг «Путешествие к источнику эха. Почему писатели пьют»

Обложка книги Оливии Лэнг «Путешествие к источнику эха. Почему писатели пьют».
Обложка книги Оливии Лэнг «Путешествие к источнику эха. Почему писатели пьют».

Искусство и алкоголизм. Именно им посвятила свою новую книгу британская писательница Оливия Лэнг. Она отправилась в путешествие по Америке, а ее «спутниками» стали Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фитцджеральд, Теннесси Уильямс, Джон Берримен, Джон Чивер и Реймонд Карвер. Лэнг попыталась рассмотреть жажду творчества и алкоголизм как одинаково властные над теми, кто их приобрел, и одинаково разрушительные зависимости.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.