24 декабря Русская Православная Церковь празднует память священномученика Феофана (Ильменского), епископа Пермского и Соликамского
26 февраля 1917 года в пермском Спасо-Преображенском кафедральном соборе архимандрит Феофан (Ильменкий) был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии.
Говоря о том, что было для него самым задушевным и важным, архимандрит Феофан в своей речи на наречение сказал: «Люблю совершать с нашим народом крестные ходы к местным святыням, с беседами и общим одушевленным пением, среди множества хоругвей, крестов и святых икон, когда так чувствуется духовный общий подъем, когда видишь, чем живет душа русского народа в минуты подлинной ее жизни, когда он сбрасывает с себя муть обыденной житейской пошлой суеты и грязи и выявляет светлый образ ее подлинной жизни: стремления к святости, стихийного желания быть ближе к Богу, сделаться верным сыном Его. А где же, как не в Церкви Христовой и воспитан этот светло-обаятельный образ христианской народной души! Всё, что было великого в русском прошлом, по свидетельству самой истории, создалось под сенью нашей Церкви Православной. <...>
Страшусь и трудности епископского служения. И в мирное спокойное время пастырство великий подвиг! Архиерей не имеет своей личной жизни, жизни для себя, но он живет жизнью Церкви, посвящая свою жизнь спасению других... Он должен восприять в свое сердце сердце паствы своей и жить сострадательной любовью к ней!
А тем более трудно архиерейское служение в настоящее смутное время. Шумит и волнуется, подобно бурному океану, многомятежный мир, и какие страшные волны неверия и ожесточения обуревают корабль Церкви Христовой! Как много ныне стало сынов противления, которые, сами отторгшись от Церкви Христовой, порвав с ней всякую связь, стараются отторгнуть от нее и основное тело ее — простой русский народ. Удобное средство к сему найдено в „просвещении“ народа через безрелигиозные школы, читальни, устройство народных домов, кинематографов со зрелищами в них накануне праздников, развивающими в народе вместо послушания Богу дерзкое своеволие, издание брошюр, газетных листков, в которых сплошь и рядом осмеиваются православно-церковные обычаи русского народа, Таинства, обряды Церкви Христовой. И вот расхищается богатство православно-русской церковной народной души, затемняется светлый образ ее... широкой волной развивается среди народа неверие и сомнение, дерзкое своеволие, распущенность, пьянство и другие пороки. Люди точно сговорились отвергнуть религию Креста и поставить на место ее религию мудрования плоти! Расшатались на Руси когда-то твердые жизненные устои. И вот слышится нам в храмах Божиих, как святители Русской Церкви, созидавшие их, Петр, Алексей, Иона, Филипп и Гермоген, Стефан, просветитель Пермского края, и преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий и Герман Валаамские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский и другие благодатные воспитатели православного русского народа, призывавшие его к честной, религиозной, трезвой и трудовой жизни, встают из своих гробниц и вещают нам со святых икон: „Спасайте народ, спасайте русский народ“. Воистину освобожден сатана из темницы своей, чтобы обольщать народы (Апок. 20: 7)».