Рад Вас приветствовать на канале ИВМ - История Военных Машин!
Здравствуйте!
Сегодня немного поговорим о первых шагах боевого подводного флота России и первом боевом применении ранних машин этого класса.
Но начну с небольшой исторической справки, которая откатит нас аж к 1721 году, когда Ефим Прокопьевич Никонов на озере "Сестрорецкий Разлив" презентовал императору Петру I "потаенное судно" - прообраз первой Российской подводной лодки.
Петру идея такого приспособления очень понравилась, однако после его смерти и по причине неудачных испытаний на Неве проект был забыт.
Сейчас восстановленный макет "Потаенного судна" можно увидеть своими глазами в моем городе по адресу: г.Сестрорецк, Петровская набережная д.1
Думаю очевидно, что располагать судном способным при необходимости погружаться под воду, было желанием многих государств. И так или иначе работы над подобными судами всегда велись.
К примеру, первой подводной атакой отметились американцы 17 февраля 1864 года, используя при ней мину, прикрепленную на длинном шесте к носу подводной лодки "Ханли".
К сожалению, в следствие этого погиб экипаж и самой "Ханли" и шлюпа "Хьюзатоник"...
Основной же проблемой для создания таких машин оставалось отсутствие необходимой силовой установки для длительного нахождения под водой. Почти на всех аппаратах того времени гребной винт приводился в движения непосредственно силами экипажа.
Благодаря же открытию электричества и дальнейшему развитию техники эта проблема была решена.
И вот уже в 1884 году российский ученый Джевецкий Степан Карлович, установил на лодке собственной конструкции электродвигатель, мощностью в 1 л\с., работавший от аккумуляторной батареи.
Можно сказать, что этот опытный образец дал большой толчок, для дальнейшего развития подводного флота России.
И хоть до реальных действий прошло почти 20 лет, однако многие решения Карла Степановича были впоследствии подчеркнуты его продолжателями.
Итак в самом конце 1900 года была организована комиссия для создания проекта подводной лодки, в ее составе были И.Г. Бубнов, М.Н. Беклемишев и И.С. Горюнов.
Уже в мае они представили проект, а с июля 1901 года начинается производство подводной лодки на Балтийских Верфях.
Думаю многое в такой спешке могут объяснить вести из других стран, где как оказалось также велись работы по созданию своих подводных лодок. На что косвенно указывает тот факт, что уже в конце июля М. Н. Беклемишев (электротехник рабочей группы) отправился в гости к американским друзьям для знакомства с их образцами субмарин.
И в мае 1903 года миноносец №150 был спущен на воду для проведения первых испытаний, в самом начале которых, 8 июня того же года, лодка не смогла удержать горизонтальное положение под водой и уткнулась в дно.
Что отправило будущего "Дельфина" на доработку.
Поэтому первая боевая подводная лодка России смогла заступить на боевое дежурство лишь в составе Сибирской флотилии, во Владивостоке куда была переброшена из Санкт-Петербурга, после всех испытаний.
И хоть каких-либо результативных действий "Дельфин" не произвел, однако имел возможность погружаться на глубину до 50 метров, скорость под водой в 6 узлов и 2 торпедных аппарата, разработанных уже знакомым нам Джевецким.
Что делает ее полноценной первой боевой подводной лодкой России.
Успех в разработке "Дельфина" позволил продолжить создание русских субмарин и уже в марте 1904г была заложена, а в июне(!) спущена на воду подводная лодка нового типа "Касатка"
Взглянув на фото не вооруженным взглядом видны характерные отличия от первопроходца - лодка имела увеличенный корпус, и была "проницаемой" для воды, но главной особенностью стало вооружение.
На ней уже мог устанавливаться пулемет, количество торпедных аппаратов увеличилось до 4, а сам корпус лодки был приспособлен к тарану судов.
Однако и она какой либо воинской славы сыскать не смогла, хотя однажды и атаковала немецкий транспорт.
Следующим этапом в развитии подводного флота стали дизельные подводные лодки.
И в 1912 году Балтийский Завод заложил первую лодку с дизельным двигателем типа "Барс", одну из наиболее совершенных субмарин того времени, имевшую в распоряжении 2 дизельных и 2 электро-двигателя,
8 надводных торпедных аппарата, 2 носовых и 2 кормовых ТА, а также возможность погружения на глубину до 100 метров.
И, хоть у субмарины были и свои недостатки, такие как например, отсутствие переборок, с 1915 года лодки этого типа уже несли боевое дежурство и участвовали в морских боях.
Подводной лодке "Гепард" этого типа принадлежит первенство в применении залпового метода торпедной стрельбы, когда в ходе Первой Мировой войны ею был атакован крейсер "Любек".
Крейсеру удалось увернуться от выпущенных за несколько секунд 5-ти торпед, но ранее такой метод не применялся.
Подробнее об этом эпизоде, как и об остальных случаях боевого применения этой субмарины можно прочитать здесь.
Ну и в конце добавлю, что за годы Первой Мировой войны Российские подводники совершили более ста боевых выходов, потопив только в Балтийском море более 20-ти кораблей противника.
На этом сегодня у меня всё.
Спасибо за то, что дочитали до конца - подпишитесь, если вам понравилось, особая благодарность за лайки и комментарии.
Макет современной подводной лодки - можно приобрести здесь