Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Зачем печная труба торчит из окна кабины тепловоза, неужели там нет отопителя как в автомобилях или это кто-то топит самовар?

Оглавление

Однажды мой приятель, когда мы прогуливались по территории локомотивного депо, задал мне очень интересный вопрос, увидев что из окна маневрового тепловоза наружу высунута печная труба:

- Вы что там в РЖД до сих пор и в 21 веке буржуйками всё ещё греетесь? Неужели нет в кабинах отопителей как в автомобилях?

В локомотивном депо Великие Луки ТЧ-31. Фото: Алексей Алексеев
В локомотивном депо Великие Луки ТЧ-31. Фото: Алексей Алексеев

Конечно же есть, все современные локомотивы оборудованы либо водяными, либо электрическими калориферами. А на новых сериях локомотивов даже есть климатические установки для охлаждения воздуха в жаркую погоду и обогрев стекол. Иногда даже имеются небольшие бытовые холодильники и микроволновки.

- Тогда зачем эта печная труба? Штатный калорифер неисправен и поэтому обходятся буржуйкой или там кто-то топит самовар? - иронизировал приятель.

- Нет конечно, это совсем не так как ты излагаешь.

Это стандартное решение, для пересылки "холодных" локомотивов (в недействующем состоянии), в том числе и новых, перегоняемых с завода-изготовителя в холодное время года.

Новейший трехсекционный тепловоз серии 3ТЭ25КМ с печью-времянкой, установленной в средней бустерной секции
Новейший трехсекционный тепловоз серии 3ТЭ25КМ с печью-времянкой, установленной в средней бустерной секции

Бригада сопровождения, находясь в служебной командировке, может жить в кабинах целыми сутками, пока локомотив следует "холодным", в самом прямом смысле этого слова, до места своего назначения. Вот и ставят для обогрева кабины буржуйки. Причём это не какая-нибудь личная самодеятельность, а мера предусмотренная официальной нормативной документацией ОАО "РЖД".

1.24. В холодное время года в кабине машиниста, будке паровоза и салоне моторвагонного подвижного состава устанавливается печь-времянка.
РАСПОРЯЖЕНИЕ от 26 августа 2011 г. N 1873р
Печь-времянка, установленная в маневровом тепловозе серии ЧМЭ3 на время пересылки в "холодном" состоянии с сопровождением. Проводнику запрещается оставлять без присмотра горящую печь-времянку и держать открытой дверцу топки. При уходе с локомотива печь должна быть обязательно потушена
Печь-времянка, установленная в маневровом тепловозе серии ЧМЭ3 на время пересылки в "холодном" состоянии с сопровождением. Проводнику запрещается оставлять без присмотра горящую печь-времянку и держать открытой дверцу топки. При уходе с локомотива печь должна быть обязательно потушена

А зачем тогда сажать проводника в недействующий да ещё и холодный локомотив? Что с ним может случиться? Пускай прицепят к поезду как обычный вагон да и дело с концом!

Задал мне приятель очередной вопрос вместе с предложением своего виденья дела. Да, действительно допускается при пересылке "холодных" локомотивов постановка их в поезда, следующие в том же направлении, сразу вслед за ведущим локомотивом, если нет возможности отправить сплотку (на железнодорожном языке означает несколько локомотивов, идущих без вагонов).

Пересылка с сопровождением нового маневрового тепловоза ТЭМ18ДМ в "холодном состоянии" в составе грузового поезда. Станция Великие Луки. Фото: Алексей Алексеев
Пересылка с сопровождением нового маневрового тепловоза ТЭМ18ДМ в "холодном состоянии" в составе грузового поезда. Станция Великие Луки. Фото: Алексей Алексеев

Но делается это непросто так скажу я вам, а для обеспечения безопасного следования локомотивов, доставки их в пункты назначения в исправном и комплектном состоянии вместе с инструментом, инвентарем (в том числе и строго учета как например тормозные башмаки), запасными частями (заводские тех аптечки, ЗИПы, готовальни) технической документацией. С этой целью начальники эксплуатационных локомотивных депо ТЧ, директоры заводов и назначают работников, сопровождающих локомотивы ("проводники локомотивов"), из числа машинистов, их помощников. Т.е. проводник на время сопровождения локомотива в холодном состоянии является материально ответственным лицом. Вот в каком состоянии он принял локомотив в пункте отправки, в таком он и обязан его сдать в пункте назначения.

Постой, ты же мне говорил, что сопровождающие живут в кабинах круглыми сутками, но где они там спят всю дорогу? На креслах или на полу?

Конечно же ни один локомотив не оборудован спальным местом, ведь бригада должна всё время трудиться на своём рабочем месте, не теряя бдительности, а не спать. Но при пересылке в "холодном" состоянии разрешается временно размещать в кабине также как печи-времянки топчаны или нары.

Один из читателей канала "Заповедная магистраль" в настоящее время оказался проводником, сопровождающим тепловоз в "холодном" состоянии
Один из читателей канала "Заповедная магистраль" в настоящее время оказался проводником, сопровождающим тепловоз в "холодном" состоянии

1.24. Кабина машиниста электровоза, тепловоза, будка паровоза, в которой следуют проводники локомотивов, оборудуется топчаном для отдыха проводников локомотивов.
РАСПОРЯЖЕНИЕ от 26 августа 2011 г. N 1873р

Устанавливаются они согласно технической документации ПКБ ЦТ или заводов-изготовителей локомотивов.

А что делать если проводник внезапно заболеет в пути следования?

В случае заболевания в пути следования проводник локомотива должен на ближайшей станции через начальника станции или дежурного по станции потребовать отцепки локомотива от состава и постановки его в тупик и обратиться за медицинской помощью в местную поликлинику или амбулаторию, сообщив одновременно о случившемся на завод (депо) телеграммой (на железной дороге издавна принято всё сообщать с помощью телеграмм). Хотя конечно же можно и с помощью мобильной связи сообщить о случившемся.

Почему вместо обычной печи на дровах нельзя установить современную автономную печь типа Webasto?

-6

Зачем, какая в этом потребность? Продолжал я с приятелем свой диалог, отвечая вопросом на вопрос. В этом нет никакой необходимости. Чтобы один раз доехать, с завода до депо? Ну потом может быть до ещё пару раз через несколько лет до локомотиворемонтных заводов скататься. Это экономически не оправдано в данном случае. В повседневной эксплуатации хоть у тепловоза, хоть у электровоза тепла от собственных источников обогрева достаточно - не знают куда деть. К тому же при российском менталитете велика вероятность, что рано или поздно разоборудуют да и упрут этот Webasto куда-нибудь к себе для личных целей. Вот согласно инструкции даже печь-времянку положено сдать по приезду в депо на склад.

По прибытию в пункт назначения:
снять печь-времянку, очистить печь от нагара и сдать её в кладовую депо или завода.
Приложение 1 к РАСПОРЯЖЕНИЮ от 26 августа 2011 г. N 1873р

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram