Найти в Дзене
Дневник Кинозрителя

Как Питер стал столицей российского кино 1990-х

Оглавление

Если проанализировать список главных российских кино- и телехитов 1990-х годов, то выяснится один интересный факт — все они были либо сняты в Санкт-Петербурге, либо сделаны питерскими режиссёрами. Это тем удивительней, если учесть тогдашнюю обстановку в отечественном кино.

После развала СССР российский кинематограф пребывал в глубоком кризисе. Советская система кинопроизводства была уничтожена, а новой ещё не появилось. Прекратила своё существование и разветвлённая система кинопроката. Как итог — в 1990-е годы погибли практически все отечественные киностудии. Пережить ту эпоху, укрепиться и продолжить работать в полную силу смог только советский киногигант — «Мосфильм».

Тем удивительней, что все ключевые фильмы 1990-х были сняты вовсе не в Москве, а в Санкт-Петербурге, где «Ленфильм» влачил жалкое существование. Причём в Питере были созданы настоящие народные хиты, равных которым по популярности так и не было снято с тех пор.

Примечательно, что появление таких народных фильмов в отличие от современных коммерческих блокбастеров заранее невозможно просчитать. Это всегда некое кинематографическое «чудо». В 1990-е это «чудо» почему-то регулярно происходило именно в Питере.

Вот главные картины питерского кино 1990-х.

«Брат»

Начать, конечно, стоит с картины Алексея Балабанова «Брат», потому что это самый значимый фильм постсоветской эпохи. Эта лента, как ни одна другая, смогла выразить настроения, царившие в стране в 1990-е годы. Продолжение же задало тон российским 2000-м с их разочарованием в либеральных реформах, США и «новом мировом порядке».

Более того, в этих картинах был создан образ героя тогдашнего времени — Данилы Багрова. И ему на смену пока никто так и не пришёл.

Обе части перешагнули границы кинематографа и стали настоящим явлением в жизни России. Ничего подобного не появлялось в российском кино ни до, ни после. «Брат» — это уже неотъемлемая часть русского культурного кода.

«Особенности национальной охоты»

Жанр комедии в различных вариациях был одним из главных в советском кино. Если вы посмотрите на рейтинг самых кассовых и самых любимых лент в СССР, то больше всего там именно комедий.

После развала СССР всенародно любимых комедий больше не появлялось — было не до смеха. Одно из немногих исключений — лента «Особенности национальной охоты».

Успех этого фильма Александра Рогожкина был по истине огромен. Незамысловатые, порой абсурдистские и полные сюрреализма, но неизменно смешные истории на фоне русской северной природы так зацепили зрителя, что впоследствии вышло несколько продолжений. Фразы из этих картин сразу стали крылатыми, что, кстати, более свойственно кино советскому, а для современного российского кинематографа — большая редкость.

«Улицы разбитых фонарей»

Про этот уникальный для отечественного телевидения проект я уже писал очень подробно в одном из предыдущих материалов. Здесь лишь ещё раз отмечу, что это один из самых популярных российских теледетективов и во всех отношениях знаковый сериал для нашей страны.

Его авторы подробнейшим образом запечатлели в нём жизнь народа в переломные для страны годы. Сегодня это уже не просто сериал, а исторический документ.

«Убойная сила»

Если бы «Убойная сила» появилась сегодня, когда в России воцарилась обезьянья мода на использование англицизмов к месту и не к месту, то этот сериал назвали бы спин-оффом. Действительно, «Убойная сила» это продолжение всё тех же «Ментов», но с другими героями. Лишь в первых сериях там появились ненадолго Соловец, Ларин и Дукалис, чтобы привлечь внимание публики. Ну а дальше Плахов, Рогов и компания отлично справлялись уже сами.

По сравнению с «Ментами» в «Убойной силе» ощутимо больше юмора и оптимизма. Кроме того, поскольку страна менялась и перед ней вставали новые вызовы, то и в сериале на передний план стали выходить новые темы. Например, война с терроризмом, скинхеды, проблемы в армии.

Именно после этого сериала всероссийскую известность получил актёр Константин Хабенский.

«Агент национальной безопасности»

В 1990-е годы в страну хлынул поток голливудского шлака, который пользовался и продолжает пользоваться огромной популярностью у россиян. Многие наши киношники пытались подражать американским боевикам — выходило жалко, стыдно и позорно. И лишь авторы «Агента национальной безопасности» решили не подражать, а пародировать их, но не превращая при этом сам сериал в комедию.

В итоге получился уникальный жанр, который можно встретить только в «Агенте национальной безопасности». А если прибавить к нему разруху 1990-х, атмосферу Петербурга, налёт мистики и постсоветского «сюра» вкупе со спецслужбистским солдатским юморком (всего этого в сериале есть в избытке), то коктейль получается и вовсе фантастический.

Агент национальной безопасности
Агент национальной безопасности

Созданием этого телехита мы обязаны режиссёру Дмитрию Светозарову, который, кстати, снял и несколько серий для упомянутых выше «Улиц разбитых фонарей». Именно ему пришла идея такого проекта, он же её и воплотил в жизнь.

Дмитрий Светозаров
Дмитрий Светозаров

Кстати, именно Светозаров открыл для российского кино актёра Михаила Пореченкова. Кроме того, по-настоящему известным после этого сериала стал и актёр Андрей Краско.

Сейчас готовится к выходу новый сезон сериала.

«Бандитский Петербург»

Ещё один питерский хит — «Бандитский Петербург». Сериал основан на произведениях Андрея Константинова, который одно время работал журналистом криминальной хроники и неплохо разбирался в этой теме. Возможно, поэтому сериал, снятый Владимиром Бортко, и получился таким жутким и правдоподобным.

Проект имел большой успех. Шлягером стала и главная музыкальная тема из фильма — песня «Город, которого нет» Игоря Корнелюка. Кроме того, сериал сделал знаменитыми актёров Дмитрия Певцова, его жену Ольгу Дроздову, а также Алексея Серебрякова.

«Тайны следствия»

Ещё один питерский детективный сериал-долгожитель — «Тайны следствия». Этот сериал появился уже в переходное время, когда 1990-е постепенно сменялись 2000-ми годами. Главная героиня — следователь прокуратуры Мария Швецова в исполнении Анны Ковальчук. О популярности данной ленты говорит хотя бы тот факт, что новый, 20-й сезон, вышел на экраны в декабре этого года. 20 лет — 20 сезонов. Не каждый телепроект способен так долго удерживать интерес публики.

«Ты у меня одна» и другие фильмы Дмитрия Астрахана

Фильмы Дмитрия Астрахана выделяются из этого ряда картин, так как не имеют никакого отношения к криминалу.

Его мелодрамы «Ты у меня одна», «Всё будет хорошо», «Зал ожидания» полны нежности. Это своего рода фильмы-антидепрессанты, в которых так нуждалось население нашей страны. В лентах Астрахана на первом плане была человечность, которая побеждает даже в самых тяжёлых обстоятельствах. В этих картинах всегда есть ожидание некоего чуда. Причем порой эти «чудеса» очень многое говорят о самой эпохе.

Например, к одной из героинь фильма «Всё будет хорошо» — простой и скромной провинциальной девушке — приезжает её бывший ухажёр, который теперь стал известным певцом. Подкатывает к дому он эффектно: на нескольких стареньких иномарках и привозит ящики шампанского и других вкусностей. Невообразимое «богатство» для подавляющей части населения тогдашней России. От таких кадров у зрителя во рту становилось сладко.

Астрахан делал большое дело — давал людям немного света в тёмные годы тотальной разрухи и нищеты, за что его и любят зрители. Сам он, кстати, сегодня практически не снимает. Видимо, такие сентиментальные картины больше не нужны людям. Но зато он снимается сам — как актёр.

К слову, саундтреки к его лентам сочинял известный композитор Александр Пантыкин, который, помимо всего прочего, известен ещё и тем, что писал музыку для легендарной рок-группы «Наутилус Помпилиус».

И это не всё

В этом перечне я сознательно не стал указывать работы других питерских авторов. А ведь тогда снимали фильмы такие мастера российского и советского кино, как Виталий Мельников, Александр Сокуров, Константин Лопушанский, Алексей Герман и Алексей Учитель. Их ленты по разным причинам не снискали такой же популярности (они рассчитаны на более узкую аудиторию), но без их упоминания описание питерского кино тех лет было бы неполным.