Как это снято: «Инопланетянин»
35 лет назад в американском прокате приземлился «Инопланетянин» Стивена Спилберга, более 10 лет удерживавший позицию кассового лидера. Изучаем причины успеха малобюджетной семейной фантастики вместе с ее драматургическими, стилевыми и техническими особенностями
Драматургия: история взросления в семейной драме с фантастическим сюжетом
Объединить разрозненные задумки в стройную драматическую историю должна была Мелисса Мэтисон — будущая жена Харрисона Форда, с которым в ту пору режиссер работал над приключенческим блокбастером «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Сценарий Мэтисон впечатлил Спилберга с первого драфта и позволил ему обойтись без раскадровок. Стоит отметить, что рабочим названием «Инопланетянина» был заголовок «Жизнь мальчика», доказывающий, что главный герой картины — именно Эллиот. В первом акте он предстает растерянным подростком, которому сложно наладить контакт с внешним миром, зато легко найти укрытие в мире грез и комиксов. Встреча с Е.Т. поначалу пугает впечатлительного парнишку, но увидев в пришельце такого же, как он сам, фриковатого одиночку, отбившегося от своих, Эллиот (к слову, в аббревиатуре E.T. зашифровано не только «Extra-Terrestrial», но и имя мальчика) принимает решение взять на себя заботу об инопланетянине. Развитию их прекрасной дружбы посвящен второй акт. Благодаря ей подавленный уходом отца герой закаляет характер, сближается с братом, сестрой и сверстниками и учится отпускать тех, кого любит, мужественно помогая пришельцу выйти на связь с домом. Однако вернуть Е.Т. на родину оказывается совсем не просто, ведь этому мешает вторжение в волшебный мирок друзей земных взрослых, которым заматеревший Эллиот должен дать отпор в третьем акте. Таким образом, в рамках классической трехчастной структуры развивается история воспитания чувств, где главный герой в финале обретает мужество, которого ему не хватало в начале, а заглавный персонаж — учится человечности.
Кастинг: очеловечивание Е.Т. и актеры-дети
Изобразить инопланетянина живым и человечным, но в то же время отличным от человека было для Стивена Спилберга важнейшей задачей. К ее выполнению он подключил итальянского мастера спецэффектов Карло Рамбальди, начинавшего с работы в джалло у Лючио Фульчи и Марио Бавы и создавшего среди прочего голову «Чужого» Ридли Скотта. Он прекрасно понимал, как сделать пугающее существо, при этом не лишенное обаяния. Его стараниями внешне Е.Т. напоминает черепаху без панциря с гигантской головой, длинной шеей и руками, короткими ногами и огромными глазами вразлет. Эти черты Рамбальди почерпнул из собственной картины «Женщины Дельты», нарисованной во время учебы в Академии изящных искусств в Болонье. Человечность физиономии пришельца придали детали, подсмотренные у Альберта Эйнштейна, Эрнеста Хемингуэя и поэта Карла Сэндберга. Ну а непревзойденное очарование досталось Е.Т. от мопса.
Лица, использованные в создании Е.Т.
Картина «Женщины Дельты»
Лица, использованные в создании Е.Т.
Картина «Женщины Дельты»
При съемках инопланетянина в статичных сценах в ход шел дорогостоящий робот-аниматроник (увесистая часть небольшого для кинофантастики бюджета в $10,5 миллионов ушла на его изготовление), за которым из соседней комнаты по телемониторам наблюдали кукловоды. Руки робота не всегда могли удерживать предметы, и тогда на помощь приходила актриса пантомимы Каприс Рот в аутентичных перчатках. Она подарила пришельцу антропоморфную пластику, которая ощущается в тончайших деталях,: например, в моменте, когда Е.Т. ест арбуз и, подобно человеку, вытирает капли, попавшие на лицо.
Перемещения инопланетянина оживляли лилипуты Пэт Билон и Тамара де Тро, а также двенадцатилетний безногий актер Мэттью де Мэритт, передвигавшийся на руках. Исполнители носили специальный костюм со съемной головой в трех экземплярах, отвечавших тем или иным эмоциям, которые было необходимо запечатлеть крупным планом.