Найти в Дзене
tamara hovhannisyan

инопланетянин/?????????

Как это снято: «Инопланетянин»
35 лет назад в американском прокате приземлился «Инопланетянин» Стивена Спилберга, более 10 лет удерживавший позицию кассового лидера. Изучаем причины успеха малобюджетной семейной фантастики вместе с ее драматургическими, стилевыми и техническими особенностями
Драматургия: история взросления в семейной драме с фантастическим сюжетом
Стивен Спилберг
Оглавление

Как это снято: «Инопланетянин»

35 лет назад в американском прокате приземлился «Инопланетянин» Стивена Спилберга, более 10 лет удерживавший позицию кассового лидера. Изучаем причины успеха малобюджетной семейной фантастики вместе с ее драматургическими, стилевыми и техническими особенностями

Драматургия: история взросления в семейной драме с фантастическим сюжетом

Стивен Спилберг
Стивен Спилберг
«Инопланетянина» зачастую называют самым личным (по крайней мере, на момент его создания) фильмом Стивена Спилберга. Это определение можно считать верным как минимум по двум причинам. Во-первых, история подростка, тяжело переживающего развод родителей и нашедшего утешение в дружбе с близким по духу пришельцем, перекликается с биографией самого режиссера, чьи родители развелись. Во-вторых, Спилберг изначально задумывал ленту как интимное авторское высказывание в противовес масштабным жанровым хитам 70-х: «Челюстям» и «Близким контактам третьей степени». Правда, созрело оно лишь в 80-е, вобрав в себя идеи других нереализованных проектов режиссера. Так из неснятого сиквела «Близких контактов» в картину перекочевала линия инопланетянина, забытого на Земле и мечтающего вернуться на родину. В свою очередь из сценария Джон Сейлза, который тот по заказу Спилберга написал для так и не увидевшего свет фантастического фильма «Ночные небеса» о пришельцах, терроризирующих американскую семью, возник мотив дружбы одного из вторженцев с младшим сыном.

Стивен Спилберг и Мелисса Мэтисон
«Инопланетянина» зачастую называют самым личным (по крайней мере, на момент его создания) фильмом Стивена Спилберга. Это определение можно считать верным как минимум по двум причинам. Во-первых, история подростка, тяжело переживающего развод родителей и нашедшего утешение в дружбе с близким по духу пришельцем, перекликается с биографией самого режиссера, чьи родители развелись. Во-вторых, Спилберг изначально задумывал ленту как интимное авторское высказывание в противовес масштабным жанровым хитам 70-х: «Челюстям» и «Близким контактам третьей степени». Правда, созрело оно лишь в 80-е, вобрав в себя идеи других нереализованных проектов режиссера. Так из неснятого сиквела «Близких контактов» в картину перекочевала линия инопланетянина, забытого на Земле и мечтающего вернуться на родину. В свою очередь из сценария Джон Сейлза, который тот по заказу Спилберга написал для так и не увидевшего свет фантастического фильма «Ночные небеса» о пришельцах, терроризирующих американскую семью, возник мотив дружбы одного из вторженцев с младшим сыном. Стивен Спилберг и Мелисса Мэтисон

Объединить разрозненные задумки в стройную драматическую историю должна была Мелисса Мэтисон — будущая жена Харрисона Форда, с которым в ту пору режиссер работал над приключенческим блокбастером «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Сценарий Мэтисон впечатлил Спилберга с первого драфта и позволил ему обойтись без раскадровок. Стоит отметить, что рабочим названием «Инопланетянина» был заголовок «Жизнь мальчика», доказывающий, что главный герой картины — именно Эллиот. В первом акте он предстает растерянным подростком, которому сложно наладить контакт с внешним миром, зато легко найти укрытие в мире грез и комиксов. Встреча с Е.Т. поначалу пугает впечатлительного парнишку, но увидев в пришельце такого же, как он сам, фриковатого одиночку, отбившегося от своих, Эллиот (к слову, в аббревиатуре E.T. зашифровано не только «Extra-Terrestrial», но и имя мальчика) принимает решение взять на себя заботу об инопланетянине. Развитию их прекрасной дружбы посвящен второй акт. Благодаря ей подавленный уходом отца герой закаляет характер, сближается с братом, сестрой и сверстниками и учится отпускать тех, кого любит, мужественно помогая пришельцу выйти на связь с домом. Однако вернуть Е.Т. на родину оказывается совсем не просто, ведь этому мешает вторжение в волшебный мирок друзей земных взрослых, которым заматеревший Эллиот должен дать отпор в третьем акте. Таким образом, в рамках классической трехчастной структуры развивается история воспитания чувств, где главный герой в финале обретает мужество, которого ему не хватало в начале, а заглавный персонаж — учится человечности.

Кастинг: очеловечивание Е.Т. и актеры-дети

Карло Рамбальди при создании Е.Т.
Карло Рамбальди при создании Е.Т.

Изобразить инопланетянина живым и человечным, но в то же время отличным от человека было для Стивена Спилберга важнейшей задачей. К ее выполнению он подключил итальянского мастера спецэффектов Карло Рамбальди, начинавшего с работы в джалло у Лючио Фульчи и Марио Бавы и создавшего среди прочего голову «Чужого» Ридли Скотта. Он прекрасно понимал, как сделать пугающее существо, при этом не лишенное обаяния. Его стараниями внешне Е.Т. напоминает черепаху без панциря с гигантской головой, длинной шеей и руками, короткими ногами и огромными глазами вразлет. Эти черты Рамбальди почерпнул из собственной картины «Женщины Дельты», нарисованной во время учебы в Академии изящных искусств в Болонье. Человечность физиономии пришельца придали детали, подсмотренные у Альберта Эйнштейна, Эрнеста Хемингуэя и поэта Карла Сэндберга. Ну а непревзойденное очарование досталось Е.Т. от мопса.

-4

Лица, использованные в создании Е.Т.

-5

Картина «Женщины Дельты»

-6

Лица, использованные в создании Е.Т.

-7

Картина «Женщины Дельты»

При съемках инопланетянина в статичных сценах в ход шел дорогостоящий робот-аниматроник (увесистая часть небольшого для кинофантастики бюджета в $10,5 миллионов ушла на его изготовление), за которым из соседней комнаты по телемониторам наблюдали кукловоды. Руки робота не всегда могли удерживать предметы, и тогда на помощь приходила актриса пантомимы Каприс Рот в аутентичных перчатках. Она подарила пришельцу антропоморфную пластику, которая ощущается в тончайших деталях,: например, в моменте, когда Е.Т. ест арбуз и, подобно человеку, вытирает капли, попавшие на лицо.

Перемещения инопланетянина оживляли лилипуты Пэт Билон и Тамара де Тро, а также двенадцатилетний безногий актер Мэттью де Мэритт, передвигавшийся на руках. Исполнители носили специальный костюм со съемной головой в трех экземплярах, отвечавших тем или иным эмоциям, которые было необходимо запечатлеть крупным планом.

Мальчик в костюме Е.Т.
Мальчик в костюме Е.Т.
Удивительный голос Е.Т. составил саунд-дизайнер Бен Бертт на основе аудиозаписей 18 разных людей и животных. Среди причастных к озвучиванию пришельца — сам Стивен Спилберг, актриса Дебра Уингер и пожилая заядлая курильщица Пэт Уэлш, подарившая голосу инопланетянина незабываемую хрипотцу и дребезжание.

Генри Томас, Дрю Бэрримор и Роберт МакНотон

Создание яркого заглавного фантастического персонажа было едва ли более сложной задачей, чем поиск детей-актеров, способных быть убедительными без поддержки взрослых партнеров. Первой из троицы утвердили шестилетнюю Дрю Бэрримор. Во время прослушивания она «на голубом глазу» заявила Спилбергу, что вовсе не актриса, а играет на ударных в панк-группе под названием «Пурпурные людоеды», которая прошлым вечером дала убойный концерт для многотысячной толпы рокеров. Постановщик оценил потенциал богатого воображения девочки для роли младшей сестры Эллиота — фантазерки Герти. Старшего брата — Майкла — сыграл опытный театральный актер Роберт МакНотон, которого Спилберг заприметил еще на бродвейской сцене.

Стивен Спилберг и Генри Томас

Сам экранный Эллиот — Генри Томас — попал в проект позже всех, ведь поиск подходящего претендента на главную роль оказался наиболее трудоемким. Кандидатуру одиннадцатилетнего актера Спилбергу посоветовал дружественный художник-постановщик и режиссер Джек Фиск, у которого годом ранее мальчик снимался в драме «Бродяга». На пробах к «Инопланетянину» Томас получил задание объяснить государственному представителю, почему тот не имеет права разлучать его с Е.Т. Во время исполнения подросток представил свою погибшую собаку и расплакался, вспомнив боль утраты лучшего друга. В конце душераздирающего выступления он услышал от Спилберга заветное: «ОК, парень, работа у тебя в руках». Стоит отметить, что эмоции, которые Генри Томас показал в финале картины, тоже были абсолютно искренними, ведь все эпизоды снимались в полном соответствии с развитием событий в сценарии, что позволило юным актерам глубоко погрузиться в историю.
Удивительный голос Е.Т. составил саунд-дизайнер Бен Бертт на основе аудиозаписей 18 разных людей и животных. Среди причастных к озвучиванию пришельца — сам Стивен Спилберг, актриса Дебра Уингер и пожилая заядлая курильщица Пэт Уэлш, подарившая голосу инопланетянина незабываемую хрипотцу и дребезжание. Генри Томас, Дрю Бэрримор и Роберт МакНотон Создание яркого заглавного фантастического персонажа было едва ли более сложной задачей, чем поиск детей-актеров, способных быть убедительными без поддержки взрослых партнеров. Первой из троицы утвердили шестилетнюю Дрю Бэрримор. Во время прослушивания она «на голубом глазу» заявила Спилбергу, что вовсе не актриса, а играет на ударных в панк-группе под названием «Пурпурные людоеды», которая прошлым вечером дала убойный концерт для многотысячной толпы рокеров. Постановщик оценил потенциал богатого воображения девочки для роли младшей сестры Эллиота — фантазерки Герти. Старшего брата — Майкла — сыграл опытный театральный актер Роберт МакНотон, которого Спилберг заприметил еще на бродвейской сцене. Стивен Спилберг и Генри Томас Сам экранный Эллиот — Генри Томас — попал в проект позже всех, ведь поиск подходящего претендента на главную роль оказался наиболее трудоемким. Кандидатуру одиннадцатилетнего актера Спилбергу посоветовал дружественный художник-постановщик и режиссер Джек Фиск, у которого годом ранее мальчик снимался в драме «Бродяга». На пробах к «Инопланетянину» Томас получил задание объяснить государственному представителю, почему тот не имеет права разлучать его с Е.Т. Во время исполнения подросток представил свою погибшую собаку и расплакался, вспомнив боль утраты лучшего друга. В конце душераздирающего выступления он услышал от Спилберга заветное: «ОК, парень, работа у тебя в руках». Стоит отметить, что эмоции, которые Генри Томас показал в финале картины, тоже были абсолютно искренними, ведь все эпизоды снимались в полном соответствии с развитием событий в сценарии, что позволило юным актерам глубоко погрузиться в историю.