https://en.wikipedia.org/wiki/The_Prisoner
https://en.wikipedia.org/wiki/Nowhere_Man_(American_TV_series)
https://en.wikipedia.org/wiki/The_Prisoner_(2009_miniseries)
Идейное продолжение выпуска №6, три сериала со сходным сюжетом: «Свободный герой против вселенской тирании». При поиске различий позволю себе использовать выражения А. Дугина из книги «Ноомахия».
1. Сеттинг и прогресс в сюжете.
З(1967):
Деревня реальна, существует где-то на Земле, практически Рио-де-Жайнеро и белые штаны. Из Деревни нельзя уйти или уплыть, только встроиться в беличье колесо дней, подобрать себе паттерн мышления, разговора и поведения. Деревня самодостаточна и подвижна при необходимости (от брошенного пустого поселения до столицы местных выборов).
Прогресс в сюжете — это смена масок и подходов героев на фоне одних и тех же декораций.
ЧН(1995):
Сеттинг разнообразен и подвижен: среди одинаковых дверей постоянно попадаются такие, которые скрывают секреты, реальные и виртуальные. Больницы, исследовательские центры, корпорации — акторы технического и социального прогресса — ведут тайное соц. соревнование в попытках этот самый прогресс оседлать, возглавить и поставить себе в подчинение.
Прогресс в сюжете — это смена стартапов с революционными идеями в гонке за IPO и капитализацией.
З(2009):
Деревня, возможно, и вовсе не реальна, а представляет собой бинарник на жестком диске в сервере в пыльном чулане с кондиционером. Возможно, по интерфейсу к человеческому мозгу закачиваются даннные, преобразуются в сигналы удовольствия и воспоминаний. Формируют и оптимизуют поведенческую рамку каждого бывшего индивида. Сеттинг уныл и не так важен.
Прогресс в сюжете — это превращение живого человека в батарейку «Матрицы».
2. Герои и злодеи.
З(1967):
Номер №6 — это солярный Аполлон, несущий свой свет и светом являющийся. Потеря имени не трагична, потому что в прошлом у него могло быть множество имен, важнее назвать себя «свободным человеком».
Он мотивирован собственным светом, который ему одному и понятен. Равнодушен к декорациям и развлечениям. С холодом рассматривает события и информацию, не ожидает правдивых ответов, не высказывает выводов.
Прошлое ГГ полностью составляет его личность: собрал информацию — доложил руководству. Единственный раз когда Номер №6 увлекается вне собственного желания — выборы. Холод, отрешенность и вовлеченность на своих условиях — действия «свободного человека» со своим Дао.
Злодеи З — трагикомичные кукловоды. Их ценности (статус, положение, условия, иерархия) не могут заинтересовать ГГ, их методы работы и допросов не могут быть эффективными, ибо возможно, мотивы и цели ГГ в словах не выражаются.
ЧН(1995):
Фотожурналист Том Вейл — это Дионис времени сумерек и рассвета. Его образ составляет последовательность: собрал информацию — передал актору (широкой общественности). Разбираться будут другие люди (например, каторжники из эпизода «Рай у твоей двери»).
Именно неэффективность других героев сдвигает образ Вейла дальше от «свободного» к «одинокому»: некому докладывать, нечего противопоставить. Именно движение к утрате внутреннего света (сомнения в подлинности негатива и запечетленных событий) двигают ГГ к образу «свободного человека»: Он самостоятельно действует, самостоятельно оценивает причины и следствия.
Мощным бонусом выступает девятый эпизод, в котором герой Дина Стоквела проповедует простые истины: «Найти, за что держаться, найти, во что верить, найти, за что бороться». Прогресс ГГ — это поиск и обретение своего Дао.
Злодеи ЧН — это экспериментаторы, создатели Големов и Франкенштейнов, эффективные CEO и гении маркетинга, вражеские полководцы и политиканы. Каждая конфронтация требует нового подхода и выверенных действий, порой несоразмерного риска. Эмоциональность приводит к безрассудству. Нет противовеса для балансировки и устойчивости, возможно потому, что нет саморефлексии.
З(2009):
В американском римейке Номера №6 сделали дитём малым и неразумным, тонущем в лунном мире Кибеллы. Он не движется по прямой как ГГ британской версии, не странствует в поисках как ГГ Человека Ниоткуда, он медленно погружается с минимальным сопротивлением. А, ну да, Деревня, а вот вспомнил разговор с ОЖП в ночном городе, а вот ОЖП в Деревне, а вот вспомнил эпизод из детства...
ГГ засыпает, а может, уже спит, а его образ — это бег во сне. Если Деревня виртуальна, ГГ раболепно смиряется, начинает накапливать ценности и вырабатывать паттерны: Дом, еда, каждодневное занятие, ОЖП. Докладывать некому и нечего. Еще немного и вылитый Алёша Карамазов.
Прогресс ГГ — регресс от индивида.
Злодеи З — а какие тут злодеи, так, демиурги. Злодей и есть сам ГГ: не так себя ведешь, не так думаешь, ай-ай-ай. Индивидуальность в лунном мире встроена в фундамент Деревни, без действий и рассуждений, как вода в ведре.
3. Итоги.
Отличные смотрибельные сериалы, разминают и даже мнут мыщцы мозга.