Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Некоторые сценарии развития событий в Южно-китайском море в 2021 году

Наконец наступило то время, когда администрации США меняются, и множество экспертов по внешней политике публикуют предложения и прогнозы для новой администрации. На этот раз главной темой является американо-китайская политика и, в частности, политика США в отношении растущей американо-китайской конфронтации в Южно-китайском море.

Война маловероятна – но возможна. Вот спектр сценариев для Южно-китайского моря в 2021-м году, начиная от худшего до наилучшего, включая наиболее вероятный. Худший, но наименее вероятный сценарий, – война. Китай и США завязли в долгосрочной борьбе за господство в Азии и Южно-китайском море. Их военные участвуют в непрерывных и конкурирующих между собой демонстрациях силы, и некоторые наблюдатели утверждают, что эти споры скоро приведут к войне.

Широкомасштабный конфликт, безусловно, возможен. Действительно, существует множество сценариев, которые могли бы привлечь «апокалиптического всадника на красном коне». По словам Дэвида Гомперта, бывшего заместителя директора Центрального разведывательного управления США, «Китай может попытаться запугать своих соседей ниже порога вмешательства США и неправильно оценивать, где находится этот порог, или недооценивать готовность США» реагировать на то, что он воспринимает как угрозу своим активам.

Сегодня Китай представляет собой серьезную проблему в случае конфликта в своих ближайших водах в Южно-китайском море. Идет стремительный прогресс в применении все более и более новой военной техники. У США все еще есть технологическое преимущество, но чем «ближе китайцы приходят к мысли, что они смогут сравниться с США по военной мощи, тем ближе мы подходим к конфронтации», – считает Билл Хейтон, младший научный сотрудник Азиатско-тихоокеанской программы в Чатем-Хаусе и автор книги «Южно-китайское море: борьба за власть в Азии».

Тем временем США продолжают раздвигать границы толерантности Китая в рамках Freedom of navigation operations (FONOPs), публично оспаривая «незаконные морские претензии» Китая. Более того, несмотря на серьезные возражения Китая, США продолжают запускать свои наблюдательные и разведывательные зонды (ISR) над прибрежными водами Китая, на поверхности этих вод и в их глубине. Реакция Китая на подобные американские акции привела к ряду международных инцидентов. Продолжение их американской стороной влечет за собой просчеты и несчастные случаи. Но в соответствии с новой стратегией ВМС США, их корабли будут продолжать «принимать рассчитанные тактические риски и более уверенную позицию в повседневных операциях».

Но конфронтация и более широкий конфликт маловероятны в краткосрочной перспективе при условии, что с обеих сторон при принятии решений преобладают холодные и предсказуемые головы. Действительно, страны часто находят способы избежать или отложить на время наихудший сценарий.

В настоящее время Китай просто еще не готов к широкому вооруженному конфликту с США и их союзниками, а США вынуждены отвлекаться на внутренние трудности и другие внешние горячие точки. Более того, обе стороны, похоже, разработали такой способ действий, который до сих пор позволял избежать худших сценариев. Но «утечка статус-кво» нестабильна, и целенаправленное или случайное нарушение «красных линий» действительно может привести к конфликту.

Несколько лучший сценарий – это тот, при котором обе стороны избегают конфронтации и конфликта в Южно-китайском море, но продолжают там свою нынешнюю политику и тактику. В краткосрочной перспективе это наиболее вероятный сценарий: продолжение разногласий, воинственная риторика и стратегическое политическое и военное маневрирование. В одном из вариантов этого сценария общий политический климат в регионе продолжает ухудшаться и сопровождается неудачами:

– филиппино-китайское соглашение по нефти и газу в спорных районах рушится, и Филиппины интернационализируют свою арбитражную победу;

– Вьетнам подает жалобу на Китай в соответствии с положениями об урегулировании споров Конвенции ООН по морскому праву, и их отношения еще больше ухудшаются, сопровождаясь столкновениями между их морскими ополченцами;

– переговоры по Кодексу поведения Китая и АСЕАН срываются из-за вмешательства США и упрямства Китая;

– США используют эти возможности с тем, чтобы поддержать страны АСЕАН в их претензиях, оказывая все большее давление на Китай, чтобы он уступил или отодвинулся;

– китайско-американские военные коммуникации нарушаются, и обе стороны используют свои действия, чтобы сигнализировать друг другу о своем намерении защитить свои предполагаемые интересы.

Но есть и лучшие сценарии. Назначенный госсекретарем США Энтони Блинкен предсказал, что администрация Байдена возобновит взаимодействие с Китаем и «будет работать с ним с позиции силы». Назначенный избранным президентом Джо Байденом на пост советника по национальной безопасности Джейк Салливан выступает за «управляемое сосуществование с Китаем».

Если эти настроения будут влиять на политику, такой непредвзятый подход может привести к сценарию, который укрепит мир и стабильность. Обе державы прислушиваются к нарастающему хору озабоченности со стороны союзников и друзей США. Они возродят и усовершенствуют свои межвоенные коммуникации таким образом, чтобы ни одна из сторон не могла бы угрожать другой до такой степени, чтобы возникнул конфликт.

Эти небольшие, но значительные шаги со временем приведут к более крупной тактической сделке. Китай будет воздерживаться от дальнейшей оккупации, строительства и милитаризации акватории Южно-китайского моря и примет на себя обязательство не предпринимать никаких провокационных действий, таких как оккупация и строительство на отмели Скарборо, преследование других претендентов в этом районе и объявление идентификационной опознавательной зоны ПВО над островами Спратли. Он также будет согласен с Кодексом поведения для деятельности в Южно-китайском море, хотя и не таким обязательным, как хотелось бы многим. Со своей стороны, США уменьшат или вовсе прекратят свои провокационные FONOPs и запуски зондов ISR.

Это обеспечит дипломатическое пространство, необходимое для решения стратегических вопросов. США и Китай постепенно договорятся о подписании негласного соглашения о разделе власти в регионе, и в соответствии с успешной филиппино-китайской моделью совместного использования Китай разделит ресурсы Южно-китайского моря и управление ими со своими соперничающими претендентами.

И все они заживут долго и счастливо? Нет. Но небольшие шаги в этом направлении могли бы помочь стабилизировать ситуацию. Администрация Байдена столкнется как с возможностями, так и с вызовами в отношении Китая, Ассоциации государств Юго-восточной Азии и Южно-китайского моря. Ведь цель США в регионе – гегемония и поддержание своего варианта международного порядка – не изменится. Но США могут изменить свой подход.

Действительно, важным событием в этой борьбе станет подход администрации Байдена к наиболее пострадавшим странам Юго-восточной Азии. Большинство этих стран любят и восхищаются политической, социальной и экономической системой США. Они действительно хотят быть друзьями. Но недавний стиль и требования администрации Трампа заставили их опасаться, что они используются Соединенными Штатами в качестве пешек в большой игре с Китаем.

Они требуют уважения к своим интересам. Хотя многие из них могут быть более идеологически связаны с США, у них есть экономические и долгосрочные геополитические причины, которые заставляют их с неохотой противостоять Китаю – даже при поддержке США. Вместо того чтобы выбирать между Китаем и США, они хотят сбалансировать отношения и извлечь выгоду из обоих держав. Более того, они не хотят терять свою коллективную центральную роль в управлении региональной безопасностью и опасаются, что и американская версия «свободного и открытого Индо-тихоокеанского региона», и так называемая «Четверка» – зарождающийся антикитайский блок – подорвут ее.

В лучшем случае, при Байдене, США перестанут запугивать и пытаться заставлять эти страны выбирать между собой и Китаем. Байден встречается с лидерами АСЕАН на ранней стадии, внимательно слушает и позитивно реагирует, где может, переориентируя американскую политику и помощь на развитие и торговлю – без каких-либо условий. Это демонстрирует уважение, которого так не хватало при администрации президента Дональда Трампа.

В качестве дополнения США достигают своего рода взаимопонимания с Китаем, что снижает напряженность в регионе и Южно-китайском море. Это приводит к сокращению возросшей частоты конфронтационных FONOPs администрации Трампа и частоты появления зондов ISR в водах Китая, над ними и под ними. Китай, в свою очередь, сокращает агрессивную риторику и действия против соперничающих претендентов. Это укрепляет веру членов АСЕАН в то, что Америка делает «правильные вещи», идет «правильным путем», и Китай, США и вся Юго-восточная Азия движутся вперед.

MARK VALENCIA дляAsia Times Financial