Найти тему
3,4K подписчиков

История одной минуты фильма "Итальянцы в России", наблюдаемая со стороны рыбалки

104 прочитали

Это рассказ, написанный по просьбе человека, откликнувшегося на вопрос "о чем писать на канале?", который я задал в конце "годового отчета". Так вот, позвонила мне одна моя старая ученица, и попросила написать, что-нибудь "ностальгическое про СССР". Говорит - про рыбалку я читать не очень люблю, а вот про СССР почитала бы с удовольствием.

Но я в свою очередь все таки связываю свои воспоминания с рыбалкой. И вспомнил историю съемок одного кадра фильма "Невероятные приключения итальянцев в России", которая происходила у меня на глазах, и кака раз на рыбалке. Полез искать в фильме этот кадр, заодно пересмотрел фильм, посмеялся, полюбовался видами Ленинграда и захотел посмотреть на маршрут гонок за львом по воде. Ну, помните, уже в самом конце, когда лев прыгает с моста в лодку, и отбирает сундучок, точнее, вся итальянская компания выпрыгивает из лодки, и лев гордо плывет с сундучком, а Миронов сначала спасает своих компаньонов, а потом все вместе догоняют льва, тащут сундучок, а он его сбивает лапой в воду.

Вся беготня с финалом занимает меньше минуты. Ниже есть ключевые кадры, и карта, на которой я обозначил местоположение героев в том или ином кадре.

Вот начало, момент прыжка льва с Биржевого моста ( тогда назывался мост Строителей)

На схеме  это подпись "прыжок льва"
На схеме это подпись "прыжок льва"

Все прыгают из лодки, лев как бы уплывает, естественно кроме как под мост ему плыть некуда, грести он не может, у него же лапки!!! Поэтому - по течению должна уйти лодка со львом.

Тут к паникующим иностранцам подлетает ранее кинутый ими герой Миронова на катере на подводных крыльях и всех спася, героически бросается в погоню.

кадр 1.Видно четко, что Миронов показывает направление погони под мост  Строителей (Биржевой)
кадр 1.Видно четко, что Миронов показывает направление погони под мост Строителей (Биржевой)

А в следующем кадре катер на всех парах мчится... по Неве параллельно Дворцовой набережной. Я сначала засомневался, точно ли это Эрмитажный театр в кадре, и даже нашел как сейчас выглядит это место на набережной

А в это время лев, который как бы уплыл, увлекаемый течением, вдруг оказался снова у Стрелки Васильевского острова.

Кадр 4
Кадр 4

Хоть кадр сознательно сфокусирован на льве, но за его спиной справа угадывается Зимний Дворец

Дальше погоня продолжается, и катер с героями несется из практически хрестоматийного вида разведенного Дворцового моста

. Ракурс конечно изумительный , и режиссер и оператор не смогли пройти мимо Ленинградской классики. Но с точки зрения логики погони лев бы сюда никак не попал

Кадр 5.
Кадр 5.

Эх... сколько белых ночей пройдено, сколько раз любовался этим видом. Сейчас мост подсвечен, как новогодняя елка, тогда только естественный свет или полусумрак Ленинградской ночи... Но до чего ж все это было красиво!!! Я понимаю и Рязанова и оператора. Не включить такой кадр в фильм, где постоянно идет любование городом, просто нельзя.

Ну и как логическое обоснование, тут же нам показывают лодку со львом, которая уже плывет вдоль Набережной Красного Флота (сейчас снова - Английская набережная)

Далеко однако лев, уже за площадью Декабристов (Сенатской), и желтенький угол, по которому можно площадь опознать - это как раз кусочек Сената-Синода (а ныне Конституционного суда)

Кадр 6
Кадр 6

Но кинематографическая логика никак не дружит с логикой обычной и в следующем кадре погоня несется в прямо противоположном направлении, теперь против течения от Дворцового моста к Петропавловке

Кадр 7
Кадр 7

Ох и накатались артисты по воде))) Туда-сюда, туда-сюда....

Потому что следующий кадр, напротив пляжа Петропавловки, куда "отнесло" лодку со львом, не иначе как антитечением.

кадр 8
кадр 8

Вот-вот герои его настигнут...

Но... Следующий кадр, где они азартно багром выцепляют сундучок, он снова совсем рядом со Стрелкой В.О.

И вот он момент, ради которого и появился этот рассказ , лев сбивает сундучок в воду.

Кадр ???
Кадр ???

На самом деле вот этот кадр я и видел как снимали, но сделаю небольшое отступление.

Лето 1973 года было вторым летом моей городской рыбалки. Еще три года оставалось до первых карпов, о которых писал в ностальгическом очерке "Ловля карпа в Ленинграде", еще СССР незыблемое и лучшее в мире государство, где мальчишки в 13 лет могут спокойно уйти на весь день из дому, без родителей, провести полдня на рыбалке, и нико не будет ни волноваться, ни звонить по мобильному "ты где!". Да и мобильного то никакого нет.

Да что там мобильного, я не уверен, что в нашей коммуналке был в это время телефон в принципе. Я по крайней мере помню, что было время, когда у нас в классе из 36 человек домашние телефоны были дай бог у десяти ребят.

Но это я отвлекся, флеймить про то как было здорово в детстве будем в другой статье. А тут немного о другом.

Почти каждый день, мы с приятелями приходили к спасательной станции на берегу Кронверкской протоки и на самые простые донки ловили ершей. Донка-закидушка из толстой лески с грузилом грамм в 15-20 и тремя-четырьмя привязанными прямо к леске поводками. Забрасывалась вручную, без спиннинга, привязывалась к прутику, воткнутому прямо в газон, он же служил и сигнализатором поклевки.

Ерши клевали в основном вечером, а мы приходили с утра, делать то было особо нечего. И загорали, и плавали, и тут же ловили рыбу. Сейчас сложно представить, что вот такой ныне ухоженный берег,

был практически "задворками музея". Напротив ворот Алексеевского равелина и стояла спасательная станция. В день съемок наше любимое место оказалось оцеплено милицией. Ну как оцеплено. По нынешним понятиям - четыре болтающихся на солнцепеке постовых милиционера - это вообще ни о чем. Но народу около киношного толпилось много, и мы конечно спросили "дяденек", в чем дело? Кто мешает нашей рыбалке?

Нам в двух словах, до боли напоминающих фильм Гайдая с Мироновым в роли Геши, было сказано - "не мешайте". Поскольку мы знали все ходы-выходы в крепости, то мы спокойно забрались на крышу укреплений равелина.

Это рассказ, написанный по просьбе человека, откликнувшегося на вопрос "о чем писать на канале?", который  я задал в конце  "годового отчета".-12

И спокойно наблюдали за съемками.

Сами съемки пересказывать бессмысленно. Лев сначала не хотел лезть в лодку. Потом не хотел бить лапой по сундуку. И весь кадр, который в ленте занимает 2 секунды, если не меньше, снимали почти четыре часа. Честно говоря нам даже успело это все поднадоесть. Но слезть с крыши было нельзя, потому что милиционеры уже очень неровно дышали в нашу сторону. Ведь лазать по крышам там и тогда было запрещено категорически.

Тем не менее, все проходит, и этот суматошный съемочный день тоже кончился. И место это у меня в памяти осталось, и на карте я его обозначил как кадр 11

Для тех, кто зайдет на карту, открыв ее в яндексе, есть бонус - три маршрута.

Синий - это гипотетический маршрут льва, если бы он мчался сам управляя лодкой

Красный- маршрут погони. Точки проложены по возрастанию нумерации кадров.

И зеленый. Это маршрут финальной сцены. Когда Миронов вылезает с сокровищами на Стрелку, друзья-соперники намерены отжать сундучок, но "кавалерия из-за холмов", то есть милиция на машинах и катере идет на помощь, и они бросаются наутек. Здесь снова , как говорит другой герой Миронова- "Монтаж". Вот они на Стрелке Васильевского,

Кадр 12
Кадр 12

а в следующем кадре мокрый Миронов и милиция преследуют незадачливых искателей тоже на стрелке, но... Заячьего острова

Кадр 13
Кадр 13

Но я затеял этот рассказ не для того, что б показать географические нестыковки видеоряда. Об этом написано много, и в ленте нет ни одной погони, ни в Риме, ни в Питере, которая легла бы в логику привычных маршрутов. Это просто дань красоте нашего замечательного города. А для меня конечно это еще кусочек воспоминаний о том времени, когда "деревья были большими"

Да , это место по которому босыми ногами бежит Миронов сейчас уже выглядит совсем по другому.

Это рассказ, написанный по просьбе человека, откликнувшегося на вопрос "о чем писать на канале?", который  я задал в конце  "годового отчета".-15

Наверное так более достойно для облика центра Северной Столицы. Но мне милее старый кадр из "Итальянцев", потому что это моё детство.

И еще... Наверное это не самый лучший фильм Рязанова. Но, только 1,5 секунды удара львиной лапы, снимали более 4-х часов. Каждый ракурс погони на катере снимали тоже не один час. А смонтировано все меньше чем в одну минуту. И не клиповой нарезкой, когда сознанию не за что зацепиться, а вполне осознанно, качественно, каждый вид в кадре продуман, выстроен, и наверняка отобран лучший.

Сейчас так наверное не делают.