Найти тему

Домашнее задание будущего

Оглавление
Представьте. Вы приходите с работы, а вам ещё нужно заполнять тонну никому не нужной (а главное, не нужной для вашей работы) документации. Причём точно такой же, которую вы уже заполняли на работе. Примерно также себя чувствует ребёнок, который приходит домой выполнять домашние задания. То есть — чувствует, что он выполняет никому не нужную работу. Кому такое понравится? С другой стороны, "повторенье — мать ученья". Так как же быть с домашними заданиями? Вредны ли они или полезны? Попробуем разобраться.
Если честно, детские раскраски и пластилин больше тренируют руку, чем прописи
Если честно, детские раскраски и пластилин больше тренируют руку, чем прописи

Основной инстинкт

Как бы хорошо ни было ребёнку в школе, дома он захочет отдохнуть. Во-первых, в школе он проводит целый рабочий день (от 6 до 8 часов ежедневно), а во-вторых, в школе кроме уроков существуют ещё одноклассники, и для кого-то это дополнительная нагрузка — общаться с другими людьми. Ребёнок банально устаёт. А в сочетании с кружками и секциями это может создать перегруз. Некоторые дети всерьёз говорят, что они просто не успевают учить уроки, потому что ходят на танцы (на плавание, на сольфеджио и т.д.). Как в таком ритме найти время на отдых, который просто необходим растущему организму?

Семейный кодекс чести

Вообще-то ребёнок учится в семье много чему. Например, общению. И от того, насколько ребёнок успешен в общении с родителями, будет во многом зависеть и то, насколько успешен он будет в общении с одноклассниками и учителями. Но когда ему этому учиться, если он приходит домой, и, вместо того, чтобы общаться со своей семьёй, выполняет примеры по алгебре? А ведь общение с людьми играет гораздо более серьёзную роль в формировании личности, чем алгебра. На работу берут не тех людей, которые хорошо знали алгебру, а уверенных в себе, творческих и умеющих сотрудничать.

Золотое правило учителя

"Повторенье — мать ученья"? Никогда особо не была согласна с этой фразой. Я бы переделала её и сказала бы: "Мотивация — мать обучения". Именно благодаря мотивации ребёнок может успешно чему-то обучаться. Другими словами, если он знает, зачем ему нужно это изучать, он будет это изучать. Если ребёнку интересно, он будет этому обучаться. "Нагоняй от мамы" — это тоже своего рода мотивация. Но проблема "нагоняя от мамы" в том, что он будет с ребёнком далеко не всю его жизнь. К тому же, он быстро приедается, не вызывая подлинного, внутреннего интереса у ребёнка. Короче говоря, это малоэффективно.

Что такое эта ваша "домашка"?

Большинство домашнего задания в школе сводится к повторению того, что ученики делали в классе. С одной стороны, ученикам, которые хорошо поняли тему и разобрались в ней, точно такие же задания будут только лишней работой, которая отнимает время. С другой стороны, те ученики, которые не поняли материала, вряд ли поймут его без объяснения учителя, а, возможно, наделают ещё больше ошибок, и эти ошибки потом будет очень сложно сломать и "разжевать". Лучше один раз объяснить так, чтобы это было понятно и интересно ребёнку, чтобы это запомнилось, чем несколько раз повторять то, что никогда в голове не отложится.

Зачем эта ваша "домашка"?

Итак, мы пришли к выводу, что, в общем-то, домашние задания в обычном их виде отнимают время, силы, а порой закрепляют то, что ребёнок не понял в классе. Кстати, во многих частных школах домашнего задания нет вообще, и они успевают пройти ту же программу, что и в обычной школе. Наверное, это говорит кое-что об эффективности домашних заданий в принципе. Но если вам категорически нечем занять ребёнка дома, а интересуется он исключительно учёбой, у меня есть для вас вариант или два.

Помните, что ваши дети однажды вырастут и пойдут на работу
Помните, что ваши дети однажды вырастут и пойдут на работу

Какая эта ваша "домашка"?

Вот мы и пришли к тому, какой должна быть домашняя работа. По-моему, домашняя работа должна расширять знания ребёнка, а не сужать их. По-другому говоря, ребёнок должен учиться самостоятельно находить нужную и интересную ему информацию, ведь работа в современном мире — это почти всегда поиск новой информации. Дома можно делать проекты, можно создавать презентации и готовить доклады, которые интересны ребёнку, раскрывают его творческий потенциал, учат работать в команде и позволяют искать много информации. Такое домашнее задание имеет, на мой взгляд, смысл. И только такое.