Найти тему
GQ – мужской журнал

Вам кажется, что современная музыка – это какой-то кошмар?

Вы правы. Последние модные коллекции, фильмы и даже научные открытия не сравнятся с достижениями 20-летней давности. Объясняем, почему так происходит.

В последнее время вы заметили странную закономерность: музыкальные радиостанции включают исключительно какую-то дрянь. Новые артисты с непроизносимыми именами поют одни и те же три песни с миллионом разных названий. Вы раздраженно нажимаете кнопку переключения волны и по­падаете на других новых артистов, поющих в другом жанре, но все равно одни и те же три песни. Нервный серфинг радиоволн продолжается до тех пор, пока вы не натыкаетесь наконец на нормальную песню. Например, пинк-флойдовскую Another Brick in the Wall (вышла в 1979 году). Или ву-танг-клановскую Ain’t Nuthing ta F’ Wit (вышла в 1993 году).

Все в порядке, вы не одни. Похожую закономерность заметил за собой весь мир.

В своей недавней книге «Злые гении: Разрушение Америки» публицист Курт Андерсен отмечает следующее: последние по-настоящему новые музыкальные жанры появились тридцать или более лет назад – имеются в виду хип-хоп и то, что принято понимать под словом «рейв» (танцевальная электроника). Это утверждение вызывает инстинктивное отторжение – не может быть! А как же... Здесь виснет пауза. А как же – что? Грайм или, извините за выражение, мамбл-рэп? Даркбасс или глитч-соул? Все это либо девиации сущест­вующих жанров, либо выдумки последних уцелевших после восстания машин музыкальных критиков. Или и то и другое.

Музыкой дело не ограничивается. Мужской уличный­ фэшн последние два десятилетия живет в зацикленном­ двухфазном режиме «камуфляж или цветочки». Про кинематограф и так все всем понятно – два последних десяти­летия максимальную кассу в мире неизменно собирают сиквелы, ремейки, сиквелы ремейков и ремейки сиквелов. Телевидение, на первый взгляд, в последние годы мощно­ ­ломает все барьеры­, но тут тоже есть нюанс – бюджеты и престиж сериалов, безусловно, выросли, но доминирующим жанром­, как и полвека назад, остается семейная драма. Под каким­ бы псевдонимом она ни выступала: «Клан Сопрано», «Острые предметы» или, может быть, «Тобол». Это тоже может показаться поспешным утверждением, но ответьте себе на простой вопрос: какое последнее выражение­ ­киногероя вы начали регулярно использовать в повсед­невной речи? «Водочки принеси, мы домой летим» («Брат 2», 2000 год)? «Хомячков я с детства отлюбил» («Мама, не горюй», 1998 год)? «Прости меня, Васенька, дуру грешную»? Это было четверть века назад. Культура встала на паузу.

У читателя, возможно, возник вопрос «Ну и что?». Новые песни, как известно, все равно пишут только те, у кого старые плохие, а ностальгия – безобидная и даже милая штука. Вышеупомянутый Курт Андерсен подробно объясняет, что дело не в песнях: на паузу встало все, кроме роста производительности иксбокса и айфона, а также роста благо­состояния Цукерберга и Безоса. Прорывные научные открытия, рост персональных доходов людей, не входящих в верхние полпроцента, рост ВВП практически во всем мире, кроме Китая и Эмиратов, – все это и многое другое в последние двадцать лет сначала замедлилось, а потом и вовсе практически остановилось. Будущее перестало сиять, манить и обещать. Стремиться туда стало неинтересно – все равно будущее сведется к дополнительной камере в айфоне и дополнительному триллиону на счете Безоса. А поскольку ­настоящее замерло, наш общий «Делореан» как-то сам собой отправился вперед в прошлое. Где поют знакомые­ песни, Иван Васильевич все никак не поменяет­ профессию, а смешной телепередаче Comedy Club как-то ­незаметно исполнилось семнадцать лет. Собственно, Андерсен в своей книге проводит прямую параллель между захлестнувшей Америку (и весь мир) ностальгией по старым добрым временам и лозунгом Make America great again, приведшим Дональда Трампа к президентству. Несколько десятков миллионов человек захотели как-нибудь обнулить последние двадцать (а лучше сорок) лет и чудесным образом вернуться во времена, когда по телевизору не показывали чернокожих людей, женщина знала свое место, а песни были какими-то особенно задушевными.

Тем временем в 2020 году всему миру стало одновременно и резко понятно, что будущее только притворялось скучным и предсказуемым местом, где и делать-то особо нечего. Мы думали, что оно наступит как-нибудь постепенно и нежно, обволочет нас покровом дорогих и одновременно почти бесплатных аудиовизуальных развлечений, унесет к звездам в блаженной нирване, как заплывших жиром землян-эпикурейцев из мультфильма «Валл-И».

Вместо этого будущее стояло прямо за углом, пряча за спиной кастет (на самом деле смертельный вирус, но лучше бы, право слово, кастет).

О жизни в этом наступившем будущем и о том, что будет дальше, мы говорили на этих страницах почти весь последний год – повторяться не хочется. Обратим внимание на другое: во время второго карантина, следующего за периодом тревожного затишья после первого карантина, вам уже не очень хочется слушать старые песни. Убаюкивающий комфорт, растянутый до состояния дурной бесконечности, превратился в пытку. Диджей, включи уже что-нибудь новое, а?! Как это «нет нового»?..

-2

Вопреки распространенному мнению, в мандаринском ­диалекте китайского языка слово «кризис» не состоит из иеро­глифов «опасность» и «возможность». Точнее, с «опасностью» (вей) все так, а вот второй иероглиф «цзи» означает «перемены» – то есть никакой «возможности» в оригинале нет. Тем не менее именно во время опасных перемен многим из нас вдруг стало понятно: в настоящем вдруг стало неуютно. В прошлое вернуться уже нельзя – мир прежним не будет. А с будущим нужно срочно что-то делать, потому что второй раз неожиданно получать от него по голове дураков больше нет.

К чему конкретно приведет эта решимость, пока неясно – что бы мы ни говорили сами себе по утрам перед зеркалом, в наших индивидуальных силах находится не так много. Пока покореженная глобальная экономика будет приходить в себя, пока мир будет разбираться с производством, доставкой и распреде­ле­нием вакцины, пока мы научимся жить в наступившем будущем, – скорее всего, ни о каких карьерных рывках и фантастических прорывах речи не будет еще долго, и за­висеть они будут не от нас.

Зато от нас зависит перезагрузка глобальной массовой культуры. В карантинах прекрасно пишется. Под ударами оборзевшего будущего в голову приходит то, что никогда не пришло бы еще год назад. Это отработанный механизм и известное свойство человеческой психики: Шекспир написал «Короля Лира» во время чумного локдауна. (Наши современники, правда, во время локдауна пока на­учились писать одноминутные песни для тиктока, но эпидемия на момент написания этих строк еще далеко не закончилась.)

Сейчас самое время написать/спеть/снять то, что вы всегда хотели, но находили себе множество убедительных причин не делать. Кинематограф боится финансировать блокбасте­ры (их по-прежнему негде показывать) и охотно запускает­ в производство небольшие дешевые сценарии, у которых намного больше шансов окупиться в прокате. Новый стриминговый сервис, ищущий концепции сериалов, открывается, кажется, каждую неделю. Продажи книг (правда, в Америке) уверенно растут весь последний год. Музыка еще никогда в истории человечества не была такой демократичной: все необходимое для ее создания и продвижения еще десят­ь лет назад сегодня заменяет домашний ­Wi-Fi. Даже разработка видеоигр максимально упростилась: на бесплатной технологии Unreal Engine можно в одиночку создать всемирный блокбастер, не обладая техническим образованием и не написав в жизни ни одной строчки кода. Если вам страшно сломать старые парадигмы и сказать новое слово в выбранном формате, то не сомневайтесь: вместо вас это слово скоро скажет кто-то другой. Если еще этого не сделал.

И не надо быть Куртом Андерсеном или даже его читать, чтобы догадаться: вслед за новыми жанрами музыки начнет разгоняться вся остальная реальность. Нельзя стремиться­ в будущее вполсилы, оставаясь одной ногой в настоящем, ус­певшем превратиться в прошлое. Эта ситуация в Лас-Вегас­е называется all in – пан или пропал.

Что бы ни вышло из нового культурного прорыва, ясно одно: будущему больше не удастся незаметно напасть на нас из-за угла. Ностальгии по 2020 году точно не будет испытывать ни один психически здоровый человек.