Копатыч — бывший ветеран с ПТСР.
Одна из самых популярных фанатских теорий связана с медведем Копатычем. Согласно ей Копатыч, вероятнее всего, воевал (в Афганистане или Чечне) и был сапером. Этим логично объясняются его странности, ретроградность и аскетичный быт. По мнению автора теории, медведь родился где-то на юге России, скорее всего, в семье казаков (судя по отцу, которого Копатыч называет просто батей), попал в армии и горячую точку, где заработал ПТСР. После войны медведь уехал в город и работал в шоу-бизнесе, но что-то не сложилось, и Копатыч перебрался в долину выращивать в деревне тыквы и морковки и заливаться медом. В долине он фактически выполняет роль силовика и пожарного. Например, в одной из серий медведь с миноискателем проверял посылки, а в другой — вырыл окоп-убежище. Не похоже на простую ТВ-звезду!
В сериале множество параллельных вселенных
Автор другой интересной теории предполагает, что у «Смешариков» есть мультивселенная с множеством параллельных миров. В качестве доказательств приводятся такие аргументы: несостыковки 2D-мультсериала и 3D-сиквелов (в последних герои периодически встречают своих двумерных двойников, также у них происходят неожиданные флешбэки из 2D-серий), грустные концовки в сериях классических «Смешариков» (по мнению автора теории, герои погибают, а сюжет новой серии разворачивается в новом мире), «Малышарики» (в спин-оффе герои мультсериала оказываются ожившими игрушками в настоящем мире), машина времени и другие эксперименты Пина (тут все ясно). Эта теория может объяснить многие странности героев. Например, клона Лосяша и суперспособности, которые герои получали в некоторых сериях.
Нюша занимается каннибализмом
Наблюдательные зрители заметили, что в серии «Реветь так реветь» Нюша уплетает один за одним бутерброды с сыром и докторской колбасой, которую производят из свинины и говядины. Как известно, Нюша — свинка, хоть и антропоморфная, и если она ест докторскую колбасу, то, значит, она каннибал.
Отсылки
В «Смешариках» невероятно много отсылок к литературе («Ай да Бараш, ай да овечий сын!») и визуальных цитат и заимствований из кинематографа. От сцен, напоминающих культовые американские фильмы (в серии «Диета для Нюши» героиня утопает в конфетах, будто актриса Мина Сувари в розах из «Красоты по-американски), до аллюзий на советскую классику (в речи персонажей слышны цитаты из «Иронии судьбы», «Гаража» и «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!»). Вот самые неординарные примеры кинематографических отсылок, встречающихся в мультсериале.
«Форрест Гамп»
В серии «Марафонец» лиричный Бараш — двигатель доброй половины экзистенциальных сюжетов «Смешариков» — жалуется на недостаток вдохновения. Совунья советует ему сменить интеллектуальный труд на физический, и поэт на время превращается в неутомимого бегуна. Любители голливудского кино могут распознать отсылку с самых первых секунд: на скамейку, где сидят Бараш и Совунья, ветер приносит ромашку, а новоявленный марафонец надвигает на рога красную кепку. И совсем очевидным кажется выкрик Ежика во сне: «Беги, Бараш, беги!» Для полного сходства с героем Тома Хэнкса не хватает лишь неряшливой бороды.
«Сталкер»
Один из самых популярных эпизодов мультсериала называется «Смысл жизни», и его сюжет тоже строится вокруг философских поисков Бараша. На помощь приходит Кар-Карыч, который обещает отвести меланхолика к магической Кузинатре, исполняющей желания. Экзистенциальный сюжет для детей напоминает о фильмах Андрея Тарковского, в частности «Сталкер» тоже представлял собой притчу о поисках смысла жизни, где фигурировала Комната. К тому же начальные кадры серии (камера медленно скользит по жилищу Бараша) навевают ассоциацию с похожими приемами не только Тарковского, но и всего фестивального кино, стремящегося к медленному темпу событий. Меланхоличная гитарная музыка в «Смысле жизни» явно отсылает к «Мертвецу» Джима Джармуша — психоделическому вестерну, сопровождаемому импровизационным саундтреком Нила Янга. А само слово «Кузинатра» взято из неправильного русского перевода романа «Карты судьбы» Роджера Желязны, где так транскрибировали марку кухонного комбайна.
«Психо»
Серия «Бутерброд» рассказывает о том, как Лосяш решил сесть на основательную диету и отправился в изнурительный поход с Крошем и Ежиком. Вскоре заблудившиеся в метели Смешарики набредают на заброшенную хижину. Завязка, достойная каждого второго хоррора, вскоре себя оправдывает: Лосяш видит за окном странную фигуру, а позже встречает… Бутерброд. Антропоморфный фастфуд является ему по ночам и подстрекает восстать против друзей. Серия примечательна не только этим явлением то ли галлюцинаторного, то ли мистического характера, но и отсылкой к классическому фильму ужасов Альфреда Хичкока. Лосяш решает принять душ, как вдруг видит за полупрозрачной занавеской силуэт с чем-то подозрительно напоминающим нож. Смешарик принимается вопить, будто бы Джанет Ли из аналогичной сцены «Психо». Правда, за занавеской оказывается не маньяк Норман Бейтс, а всего лишь Крош с морковкой в лапах — это весь рацион Лосяша, сидящего на диете.
«Ежик в тумане»
Крош выступает в роли режиссера черно-белого фантастического фильма о встрече космонавта (Ежик) с инопланетными формами жизни (Железная Няня). Но генератор дыма начинает работать с усиленной мощностью, и всю долину обволакивает густой туман. Ежик в скафандре попадает в сюрреалистическое пространство и принимается философствовать. Обстоятельства сюжета прямо отсылают к «Ежику в тумане» Юрия Норштейна: эпизод «Смешариков» называется «Ежик в туманности». Почти все события, произошедшее в серии, обыгрывают ситуации «Ежика в тумане»; главный герой даже произносит «псих!», увернувшись от Железной Няни (в оригинале это была ухающая сова). Настроения двух мультфильмов также похожи: Норштейн рассказывал о загадочности бытия, а «Смешарики» повествуют о безграничном космосе.
«Вертикаль»
Крош, Ежик и Бараш отправляются в горную экспедицию. Радиосвязь с ними поддерживает Лосяш, который рекомендует повернуть назад из-за неблагоприятных погодных условий. Крош решает проигнорировать советы и не портить командный дух. Вскоре Смешариков настигает лавина, а самодурство кролика вызывает гнев Ежика и Бараша. Завязка серии «Приятные новости» отсылает к советскому фильму «Вертикаль», а Крошу достается та же роль, которую в оригинале сыграл Владимир Высоцкий. Естественно, походные ужасы вроде травм и обморожений в мультсериале не сохранились (зато добавился вулкан). Стоит заметить, что «Смешарики» не в первый раз обращаются к творчеству музыканта и актера: название серии «Только горы» цитирует песню Высоцкого из «Вертикали». А еще в одном эпизоде («Водные процедуры») Ежик напевает песню «Утренняя гимнастика». Все это часть советского культурного кода, который в «Смешариках» не менее важен, чем аллюзии на американский кинематограф.