Основная головная боль начинающего инвестора заключается в поиске и выборе инструментов в свой портфель. И даже финансисту по образованию или тем, кто проштудировал кучу книг на тематику инвестиций в акции, первый выход на рынок может сразу поставить в ступор (именно в плане, что купить). Все мы знаем, что отсутствие дисциплины приводит к лихорадочным, эмоциональным покупкам (зачастую по высоким ценам) и к острому реагированию на любые падения цены акций.
Приведу очень крутую цитату: Price is what you pay; value is what you get (Цена - это то, что вы платите. Ценность - это то, что вы получаете.). Долгосрочный инвестор концентрируется именно на стоимости, которую ему дает приобретенный актив, и он не боится краткосрочных колебаний. Ведь акции даже лучших компаний могут просесть на 30-50%.
Если опустим постановку целей, определение риск аппетита и прочее, то при первоначальном скрининге бумаг я сортирую по следующим базовым критериям.
Ограничение по рыночной капитализации не менее $2 млрд. (я намеренно исключаю компании с малой капитализации. Да, исторически они были лучше компании с крупной капитализацией, но и риска несут больше. В целом, к малым компаниям нужен отдельный подход).
Показатели прибыльности наверное требование номер один для инвестора.
-Маржа чистой прибыли (рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке) показывает, сколько прибыли компания зарабатывает с одного доллара выручки. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли компания удерживает после вычета всех расходов.
- ROE (Return on Equity – больше о ROE тут) показывает способность компании генерировать прибыль с собственного капитала, т.е. насколько эффективно компания использует свои активы для получения прибыли. Недостаток этого показателя в том, что на него влияет финансовый левередж (уровень долговой нагрузки). Заемные средства позволяют компании увеличить свою прибыль и, следовательно, ROE тоже. Конечно, ничего плохого в использовании долга нет, но это должно быть разумным и управляемым.
Поэтому вкупе с ROE смотрю на ROI (Return on Investment) и ROA (об этом писали тут). Один из методов расчета ROI выглядит следующим образом: Чистая прибыль/(Долг + собственный капитал). В отличие от ROE, ROI учитывает возврат от всех инвестиций в компанию, как заемных, так и собственных.
Поставив ограничение по каждому показателю выше нуля (>0), вы одним махом отсеете убыточные компании.
Показатели ликвидности. У любой компании бывают плохие времена и чтобы их пережить нужны ликвидные средства. Показатель текущей ликвидности (отношение текущих активов к текущим обязательствам) дает представление о способности компании покрыть свои краткосрочные обязательства в случае непредвиденных обстоятельств за счет имеющихся текущих активов (до 1 года). Рекомендуемый показатель в районе 1,5-2 (т.е. текущие активы в 1,5 – 2 раза превышают текущие обязательства).
По-настоящему хорошую компанию отличает стабильность результатов, так что смотрите на показатели в динамике за последние 5-10 лет (например, финпоказатели компании в динамике я смотрю на сайте https://www.macrotrends.net/ ).
Продолжение следует.
Телеграм канал: https://t.me/weirdfin