Можно ли в эпоху Ковида чувствовать себя счастливой, когда тебе уже 69?
Наверное, далеко не все читатели будут согласны с изложенным в этой статье. Прошу, не забрасывайте меня сразу камнями. Здесь - мой взгляд на сегодняшнюю действительность, подкрепленный жизненным опытом. Я не навязываю его вам, а просто делюсь своими мыслями.
Итак, начнем с вопроса:
МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ В ЖИЗНИ СЧАСТЬЕ, КОГДА ТЕБЕ ПОД 70?
Когда-то давно прочла, что на Западе самыми счастливыми считают себя люди в 72 года. Не поверила, конечно. Господи, 72 – это же глубокая старость, чему тут можно радоваться? Тем более в нашей стране, где ни пенсий нормальных, ни медицины достойной не наблюдается.
Но вот уже и приближается вышеназванный возраст, и я начинаю понимать, что не так уж далеки от истины были забугорные исследователи.
И на это имеется несколько причин:
- Мне интересно жить.
На полном серьезе: никогда еще жизнь не казалась такой увлекательной. Столько нового, полезного и удивительного внес технический прогресс в нашу повседневность! Я восхищаюсь и компьютером, и смартфоном, и планшетом, и всякими-разными другими «гаджетами». А кухонные помощники: мультиварки, электро мясорубки, миксеры и прочее – восторг, да и только!
Объясню, почему это все меня так радует: просто я очень хорошо помню те времена, когда всего перечисленного у меня и в помине не было.
Молодое поколение воспринимает техническое изобилие, как должное. Всю свою жизнь тридцати и сорокалетние были окружены такими привычными для них вещами,
обыденными и доступными.
Но я помню, что в наше семье первый холодильник появился, когда моему сыну исполнилось два года, и помогла его «достать» моя подруга, уступив мне «открытку» на получение дефицитного товара. (Кстати, у моих родителей никогда прежде холодильника не было.) Как же радовались мы этой покупке!
Сейчас компьютер и смартфон дают возможность найти необходимую информацию, которую можно применить на практике, возможность учиться хоть до самой глубокой старости (было бы желание). По большому счету, это инструменты для творчества, а когда есть возможность творить, то не будет ни скуки, ни тяжелых мыслей о грузе прожитых лет.
- На жизнь вполне хватает денег.
Многие меня, скорее всего, осудят за то, что я не хочу присоединяться к возмущенным голосам пенсионеров, недовольных их финансовым положением. Конечно, может быть моя история и не типичная (по-всякому судьбы складываются), но я уверена в одном: каждый человек в ответе за собственную судьбу, и за свое благополучие в старости.
В детстве и юности, какими бы суровыми они не были, в запасе у нас еще много сил и надежд на лучшее будущее, и невзгоды переносятся значительно легче, чем в зрелые годы.
Но перед моими глазами проходила жизнь стариков, которые (сколько бы ни говорилось сейчас о счастливом советском времени) жили бедно и трудно. Я бы не пожелала такой старости!
Все время помнила об этом и даже в непредсказуемые перестроечные годы старалась обеспечить семью и свое будущее. Пришлось и самой перестраиваться, приобретать новую специальность.
Неожиданно для себя и окружающих выучилась на бухгалтера, а потом и аудитора, хотя всегда тяготела к романтическим профессиям – в юности окончила геологоразведочный институт ( теперь,с высоты прожитых лет, понимаю: очень хотелось у костра бардовские песни петь).
Но пришлось примириться с прозой жизни и погрузиться в балансы, дебиты и кредиты.
Я и представить прежде не могла, что стану этим заниматься, но выхода не было: семья, дети, которых нужно было кормить и одевать.
Профессия бухгалтера в девяностые годы стала самой востребованной: открывалось великое множество новых предприятий, а директора (в основном – «Генеральные») в бухгалтерии и налогах совсем не разбирались.
Немного заработала, приобрела кое-какую недвижимость (поэтому сейчас могу хоть и небольшой, но постоянный пассивный доход от ее сдачи иметь).
Я это к тому веду, что нужно стараться в любой ситуации позитивно мыслить, не жаловаться, а решать проблемы.
Кстати, когда я вышла на пенсию (а это произошло почти 15 лет тому назад), то несмотря на более, чем тридцатилетний стаж, пенсия моя составляла не многим больше 2000 руб. Уж и не знаю, можно ли в те годы было прожить на такую сумму (что-то с трудом верится!), но я все еще продолжала работать, и это был просто довесок в наш семейный бюджет.
- У меня комфортная жизнь.
Еще раз: все познается в сравнении. Я и по прошествии полувека не могу забыть комнату в бараке площадью 12 кв.м. (причем чуть ли не половину занимает печка), где мы жили вчетвером. Туалет на улице, вода в колодце за 300 м. от дома.
Сейчас у меня хоромы: прекрасная квартира и дом в деревне со всеми удобствами. Мебель, посуда, техника, автомобиль – все это есть. Никто мне ничего никогда не дарил и не оставлял в наследство - сами с мужем все заработали и построили.
- У меня прекрасная семья.
Муж, которого я люблю и который (я уверена) любит меня. Взрослые самодостаточные дети.
Мы с мужем все время что-то строим и перестраиваем (вот уж, есть где развернуться творческому началу!)
Т.е. в свои 69 лет я вполне счастлива, жду только 72, чтобы счастье мое стало всеобъемлющим.
Теперь поговорим про «ковидную эпоху».
Жалоб в Интернете на проклятый вирус еще больше, чем на собственный возраст.
Это и понятно:ограничения гражданских свобод, страх за жизнь и здоровье, снижение доходов.
Но снова хочу возразить: на мой взгляд, все не так уж и плохо.
Мы пережили тяжелые перестроечные годы, но как-то сумели остаться на плаву – приноровились, приняли перемены. Жизнь продолжается.
Сейчас, конечно, никто на 100% не застрахован от заражения ковидом, но минимизировать угрозу вполне возможно.
Речь не о масочно-перчаточном режиме, о котором без устали вещают фигуры из телевизора, хотя нужно отметить: сами вещающие особенно не заморачиваются. Маски (а тем более, перчатки) они явно не жалуют.
Я думаю, самое главное сейчас, по-возможности, ограничить общение, не дышать друг на друга. Тебе ведь не известно, может твой собеседник, такой вполне с виду здоровый, уже успел где-нибудь подхватить эту гадость и, сам того не ведая, прямо сейчас ее тебе передает.
Не спорю, для многих существует жизненная необходимость в поездках на работу общественным транспортом и общении с коллегами. Но в остальных случаях контакты следует ограничить, особенно гражданам «в возрасте».
Я категорически не одобряю методы власти, проявляющей «трогательную заботу» о людях старшего поколения.
«65+» стало в наше время каким-то клеймом неполноценности и ущербности. Власти почему-то предполагают, что у каждого из нас имеются признаки слабоумия и неполноценности, сами за себя отвечать мы не в состоянии, и без их отеческой заботы сразу пропадем (коленку разобьем, или, того пуще, голову).
По моему мнению, если имеется такая возможность, то лучше всего уехать из города.
Мы с мужем в последний год живем в деревне Тверской области. От Москвы, конечно, далековато, зато и ковидные ограничения нас почти не затронули.
Страшным сном, или анекдотом (это как посмотреть!) вспоминаются весенние распоряжения Московского Правительства, о том, что сегодня на прогулку выходит первый барак (простите , подъезд), а завтра – второй.
В парке на скамейку пожилым людям садится строго запрещается, везде оградительные ленты растянуты. Абсурд!
То ли дело у нас в деревне: вышел в лес, сел на пенек, съел пирожок… Красота!
Но вот на что я хочу обратить внимание.
Дома и участки в нашей деревне совсем не дорогие. Но горожане, этим летом, когда ограничения немного ослабли, дружно ринулись в отпуска, приобретая совсем не дешевые путевки и билеты на наши и заграничные курорты. Отдых этот, прямо скажем, был совсем не безопасным. А ведь на потраченные деньги вполне можно было бы купить небольшой домик и даже обустроить его, пока семьи сидели на карантине. И стал бы этот домик «запасным аэродромом», где всегда можно переждать суровые времена (ну хотя бы старшее поколение и детишек отправили на волю, если сами не имеют возможности удаленно работать).
Но нет! Граждане летят в переполненных самолетах. Тратят огромные деньги , оплачивая гостиницы и пляжи, где культурно отдыхают «как селедки в бочке», а потом удивляются второй волне эпидемии.
Вот что обидно, ведь даже летом, когда и печку топить не нужно, а в лесу полно ягод и грибов, вокруг сосны и песок (лучше, чем в Прибалтике!), почти все деревенские дома стоят заколоченными. Ну почему не вывести на природу хотя бы тех членов семьи, которые не привязаны к каждодневной городской службе? У нас и магазин, и почта есть, и даже Интернет.
Дышите воздухом, чувствуйте себя свободными людьми. Ни маски здесь не нужны, ни перчатки.
Итак, резюмирую:
И в 69 лет жить может быть счастливой. И даже Ковид этому не помеха!