В армянском искусстве есть два знаменитых Татевосяна — ученик Василия Поленова Егише Татевосян, выставка которого осенью 2020 года прошла в Государственном музее Востока на Никитском бульваре. И Ованнес Тер-Татевосян — художник, который, в отличие от своих коллег по кисти, работал не в Армении, и даже не в Европе, Грузии или России, а в Узбекистане. Из полотен Тер-Татевосяна льется густым медом расплавленная самаркандская жара, — настолько яркая и плотная, что поэт Сергей Городецкий, впечатлившись работами мастера, назвал его не иначе как «солнечник».
Два Татевосяна и один Коровин
Тер-Татевосян (1889–1974) родился в Ереване. Отца звали Карапет, и он по профессии был портным — обшивал всех в округе. Согласно другим источникам, Тер-Татевосян происходил из семьи священнослужителей, в пользу чего свидетельствует тот факт, что когда Ованнесу исполнилось 8 лет, родители отправили его в Эриванскую семинарию. Но завершить духовное образование из-за тяжелого материального положения семьи он не смог. Осенью 1904 года ему пришлось оставить школу и уехать на заработки в Тифлис.
Его спасла любовь к живописи. Рисовал Ованнес с юных лет, мечтал о судьбе художника, но откуда у сына простого закройщика деньги на учебу? Нашлись добрые люди — меценаты, которые устроили так, что Ованнес поступил в Тифлисскую художественную школу. Обучение оплатил А.И. Манташев — из инвестиций филантропа юноше до конца обучения был открыт ежемесячный кредит размером в тридцать рублей. Примечательно, что в этой тифлисской школе преподавал сам Егише Татевосян, ставший к тому моменту уже знаменитым художником, педагогом. Так, на уроках живописи встретились два Татевосяна — выдающийся учитель и выдающийся ученик.
Тот же Манташев помог Ованнесу продолжить образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ, 1910–1914), где учителями юноши стали такие видные русские мастера как Васнецов, Касаткин и Коровин. Характерно, что из всех московских учителей Тер-Татевосян наиболее всего выделял Коровина — импрессионистская манера последнего очень повлияла на молодого художника.
В качестве дипломной работы в 1914 году Тер-Татевосян представил цикл работ «Трапезунд», высоко отмеченный профессурой училища. Произведения были написаны за время летней учебной практики в Трапезунде, где юноша изучал античное прошлое и запечатлевал экзотику восточного порта.
Из-за Первой мировой войны обязательная пенсионерская поездка за границу стала невозможной для Тер-Татевосяна. Чтобы не терять времени даром, выпускник отправляется на практику в другое место — в Самарканд. Тер-Татевосян загорается идеей увидеть своими глазами Среднюю Азию, ведь именно здесь уважаемый им Коровин писал этюды для Всемирной выставки в Париже, что очень вдохновило юного последователя русского учителя.
«…Солнечник Татевосьян идет иным путем. Он не любит воздуха и света, а уплотняет их. Он видит, как физик… Его солнце — это солнце сложнейшего юга, Самарканда, где свет давит, где лучи многопудовые, высокие… Его „Базар“ можно долго пить как солнце…»Рецензия поэта Сергея Городецкого на выставку Союза художников-армян для издания «Кавказское слово» от 12 апреля 1919 года
Туркестан сердца
Приехав в Туркестан в 1915 году, молодой художник влюбляется в эту страну и дальше он уже не сможет жить без самаркандских арыков, медресе и водоносов с кожаными бурдюками, без пронизывающих медовых солнечных дней, без орнаментов на мечетях и стариков, отдыхающих на обочинах дорог. Но то, что у него сформировалась зависимость от всего азиатского, признает не сразу. Создав солидное «портфолио» живописных этюдов и графики, он уезжает домой, потом снова возвращается, потом опять уезжает и снова возвращается — чтобы остаться. Самарканд, с его голубыми куполами мечетей и чайханами, словно улья вписанными в городской ландшафт, поселяется в сердце Тер-Татевосяна навечно.
Во время своих «наездов» он не сидит сложа руки — работает. Так, в 1918 году Тер-Татевосян организует художественную школу «Самаркандская коммуна», а в 1919-м — комиссию по охране памятников старины. В 1920 году художник принимает окончательное решение поселиться в Туркестане и живет здесь очень и очень долго — без малого почти до конца своей жизни.
Еще одна страница в истории художника — поступление Тер-Татевосяна в 1921 году во ВХУТЕМАС, где он проходит курс керамики. В двадцатые-тридцатые годы в советской стране наблюдается всплеск пропаганды и есть большой спрос государства на агитационные произведения не только живописного и скульптурного, но и декоративно-прикладного искусства. Ованнес Карапетович не только пишет агитационные панно, но и принимает заказы на роспись сувенирных изделий для участников III конгресса КОМИНТЕРНа. Известно, что расписанные им комплект из чашки с блюдцем и блюда «Пробуждающийся Восток» были повторены в трёх экземплярах. Однако затем Тер-Татевосян к росписи фарфора охладевает, сосредоточившись на станковой живописи.
Армянский художник советского Узбекистана
Самарканд стал источником его вдохновения — здесь ему легко и свободно пишется. Пейзажи, созданные им в Средней Азии и на Востоке, считаются самыми яркими и удачными произведениями мастера. Интересно, что в художественной жизни уже советского Узбекистана Тер-Татевосян проявил себя не только как выдающийся живописец, но и как организатор. Ованнес Карапетович принимал участие в создании Союза художников и основал в Самарканде студию АРИЗО (Ассоциация работников изобразительного искусства) и Изофабрику (экспериментально-производственные мастерские пространственных искусств) — и все в короткий срок — в промежутке между 1927 и 1929 годами. А в 1932 году Тер-Татевосяна приглашают в Ташкент на должность хранителя фондов музея искусств. В эти годы он занимает множество официальных должностей и занимается оформлением праздников на государственном уровне.
Эти годы очень плодотворны для Тер-Татевосяна. Он создает множество портретов, пейзажей и тематических картин. Из наиболее известных — «Сумерки. Чурага», 1924; «Дорога в сады», 1928; «Дынный базар», 1929; «Музыканты», 1936. Все работы — яркие, оригинальные и экзотичные, несут в себе отпечаток радости социалистического бытия — дружного и созидательного.
Ованнес Тер-Татевосян. Мужской и женский портреты. 1960-е. Источник: Art-blog
Тер-Татевосян — один из первых художников советского Востока, поднявший в искусстве острую тему Гражданской войны и трудностей строительства социализма в Средней Азии. В тридцатые годы он пишет тематические картины «Налёт басмачей на кишлак» и «Зажиточная жизнь» — оба полотна созданы в 1933 году.
«Колхозный той» — ещё одна работа в духе соцреализма, созданная в результате многочисленных командировок в узбекские колхозы и на стройки. Это — циклопическое многофигурное полотно, преображающее сельский праздник урожая в апофеоз колхозного бытия в масштабах языческой мистерии.
Оформитель павильона Узбекистан на ВСХВ
Потом он вступит в РАБИС, станет членом Товарищества передвижных выставок и правления Союза художников Узбекистана. А 1937 году Тер-Татевосяна назначат главным художником павильона Узбекистана на ВДНХ (в те годы ВСХВ) в Москве. Тот факт, что именно ему доверили столь важное дело, свидетельствует не только о его высоком мастерстве, но и об уровне доверия к нему властей.
Во время Великой Отечественной войны Ованнес Карапетович проявит себя как руководитель правления местного отделения Художественного фонда СССР. В рамках фонда он занимался организацией жизни эвакуированных художников — был куратором, по сути. После войны его карьера не прерывается, он продолжает прославлять жизнь и подвиги простых тружеников — пишет сложные картины наподобие «Прием членами правительства узбекских хлопкоробов в Кремле в 1935 году». Хоть работы этого цикла и стилистически громоздки, они не теряют солнечности и яркости мазков — в них врывается чувственное ощущение жизни, столь присущее творчеству Тер-Татевосяна.
В 1941–1948 годах создает серию картин, посвящённых Великой Отечественной войне.
Принимает участие в росписи залов академического театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. Став профессором и получив кафедру живописи Ташкентского театрально-художественного института, Тер-Татевосян много преподаёт. В 1966 году уезжает в Москву, где и остается жить — из-за землетрясения в Ташкенте ему некуда возвращаться.
Юбилйеная выставка Ованнеса Карапетовича состоялась в Москве и была приурочена в 70-летию живописца. Скончался он через 4 года, но еще успел создать ряд лирических полотен, поселившись в уютном бревенчатом доме в Подмосковье в сосновом бору.
Подготовила: журналист, искусствовед Ольга Казак специально для Армянского музея Москвы
В оформлении обложки использвана картина Ованнеса Тер-Татевосяна «Батуми. Под деревьями» 1913 года
Источник: Музей русского импрессионизма
Источники:
1. Материалы каталога выставки «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа». Издание Музея русского импрессионизма, 2017. С. 66.
2. Георгий Сааков. «Ованнес Татевосян: Современное звучание».
Ноев Ковчег № 21 (204) Ноябрь (16–30) 2012 года.
Ссылки: art-blog.uz / savitskycollection / Прошлый век
Справка Армянского музея Москвы
Ованнес Карапетович Тер-Татевосян
(1889–1974)
- 1912 — Первая персональная выставка художника состоялась в Ереване.
- 1929 — Выставка в Самарканде, а в 1949 — экспозиция в Ташкенте.
- Четвертая по счету именная выставка проходила одновременно в Ташкенте (1964), Москве (1965) и Ереване (1966).
- 2011 — В Национальной галерее Армении состоялась пятая персональная выставка произведений Тер-Татевосяна. К ее открытию издательством «Тигран Мец» была выпущена составленная А. Хлхатян книга-альбом с многочисленными мемуарными записями и с очерком искусствоведа Элен Гайфеджян о жизни и творчестве художника.