Найти тему

"Русский просто украл у нас песню": За что французы обиделись на Сергея Минаева

Блестя палитрой красок, песня "Карнавал" как ветер ворвалась в дома советских телезрителей в 1986 году в исполнении неведомого ранее кучерявого певца Сергей Минаева и в обрамлении кислотного видеоряда. Выпуск развлекательной передачи "Веселые Ребята", который назывался "О музыке", тогда преподнес зрителям сюрприз, представив видеоклипы  режиссера программы Виктора Крюкова с довольно известными героями магнитофонного андерграунда того времени: Борисом Гребенщиковым, группами Браво, Центр, Владимиром Маркиным.. В такой насыщенной обстановке у Сергея были конечно шансы затеряться средь толпы, если бы не отличная песня с запоминающейся мелодией. И да, Сергей Минаев еще читал в ней рэп, так что это был, в каком-то смысле, дебют нового жанра в Советском Союзе (считается правда, что первый рэп-альбом в СССР записала куйбышевская группа Час-Пик в 1984 году, но положа руку не сердце, скажите - сколько человек его тогда услышали). 

Советский слушатель информацией о международных музыкальных новинках избалован не был, поэтому достаточно долгое время в народе считалось, что "Карнавал" написал сам Минаев. Только значительно позже выяснилось , что Сергей Юрьевич и эту песню, если так можно выразиться, "перепел"- так же как и более очевидные "Братец Луи" или "Юра Вумен, Вася Мэн". Для достижения наилучшего качества и экономии на производстве, "дискжокей Сергей" делал свои каверы прямо на минусовых версиях оригинальных композиций. Об авторских правах в то наивное и простодушное время мало кто вспоминал. 

Жертвой пиратского набега Сергея Минаева стала не очень известная в Советском Союзе, но довольно популярная во Франции, песня "Stars de La Pub" 1982 года. Название иногда ошибочно переводится по аналогии с английским как "Звезды из Пивнушки" но на самом деле на французском это означает "Звезды Рекламы". Группа которая ее исполнила - Movie Music как сквозь землю провалилась: никаких других следов ее жизнедеятельности пытливым российским музыколюбам никак не удавалось отыскать. 

И это было немудрено, потому что никакой реальной группы Movie Music в природе не существовало: это был чисто студийный проект, одна из многочисленных вывесок, за которыми скрывались музыканты Фредерик Мерсье (Frédéric Mercier)и Фабрис Куита (Fabrice Cuitad).

Фредерик Мерсье и Фабрис Куита ( лучшего снимка Фабриса не нашлось- почему-то он все молодые годы старался скрывать и лицо и настоящее имя )
Фредерик Мерсье и Фабрис Куита ( лучшего снимка Фабриса не нашлось- почему-то он все молодые годы старался скрывать и лицо и настоящее имя )

Оба в конце 70-х поучаствовали в буме французской электронной музыки. Их имена конечно были не столь на слуху, как имена Жана-Мишеля Жарра (Jean-Michel Jarre) или Дидье Маруани (Didier Marouani), однако кое-какой репутацией они обзавелись.

Фредерик Мерсье, который раннее работал в группах у таких французских звезд как Jacoes Dutronc и Eddy Mitchell и даже успел поучаствовать в конкурсе Евровидение в составе трио Primevere, выпустил в 1978 году довольно заметный и известный любителям французской электроники альбом Pacific

Фабрис Куита был основателем и участником группы "Droids" которых уже в наше время за музыкальный стиль и характерный имидж, когда музыканты прячут лица за роботоподобными масками, стали называть "Daft Punk 70-х" . Группа выпустила единственный альбом, но слушателям он запомнился, и композиции с него часто встречаются во всяких сборниках и антологиях французского космо-диско. 

Фредерик и Фабрис начали сотрудничать в 1980 году, записав под именем White Soxx композицию "Versailles", которая стала довольно известна за пределами Франции, в частности в Нидерландах. Популярности песни способствовал тот факт, что из-за сходства в написании, кто-то пустил слух, что под именем Frédéric Mercier скрывается сам Фредди Меркьюри

Затем последовал такой же совместный проект-однодневка Captain Mustard, в котором участники все еще скрывались от публики за открывающими рот статистами. Кстати, клип на их песню "Funky Burger" был удостоен приза на международной выставке MIDEM в 1981 году как лучшее французское музыкальное видео. 

Вот как рассказывает Фредерик Мерсье о идее создания "Stars De La Pub"

..Телефонный звонок от Фабриса: «Давай сделаем трек с фальшивой рекламой! " Это было именно то время, когда я писал много коммерческой музыки для Марка Сонье. Так что я легко набросал трек у себя дома, и там было двадцать фейковых рекламных объявлений! Были чулки Sun, реклама самолетов на Елисейских полях, эскимо, хлопья, жевательная резинка ... Но в студии стало понятно, что песня длилась двенадцать минут, так что мы решили взять только половину от придуманного».

Мерсье вспоминал, что песня очень полюбилась радио-диджеям, потому что была скомпонована таким образом, что ее можно было крутить практически с любого места, целиком или по частям, использовать куски в качестве джинглов и т.д. 

Интересный факт - данная композиция была первой во Франции, запись и мастеринг которой были сделаны полностью в цифре. 

 "Мы записали также английскую версию" вспоминал Фредерик Мерсье , "но она получилась неряшливой - у нас не хватило на нее студийного времени. Мы работали над ней в конце вечера, и думаю, это та вещь, о которой лучше забыть.  

В клипе на песню "Stars De La Pub" музыканты наконец снялись сами, а лицо Фабриса Куита появилось в кадре в первый, и едва ли, не единственный раз за всю его многолетнюю музыкальную карьеру. 

После успеха "Звезд Рекламы" пути Мерсье и Куита разошлись. Фредерик через два года выпустил по именем Movie Music еще один сингл "Viens Vivre Dans Mon Film", но он прошел настолько незамеченным, что мне вообще не удалось найти его в сети.

Что касается Фабриса, то я думаю многим интересно будет узнать, что он являлся в период с 1991 по 1996 год одним из участников и соавторов проекта Enigma под псевдонимом David Firestein. Так, в частности, это именно он написал французский текст к нашумевшей композиции "Sadeness (Part I)" с альбома MCMXC a.D. 1991 года , где упоминается маркиз де Сад. 

Возвращаясь к "Stars De La Pub" - песенку французы до сих пор не забыли, а и не так давно, интерес к ней подогрел режиссер Франсуа Озон, включив ее для воссоздания духа времени в ретро-гей-драму "Лето 85". 

Фредерик Мерсье и Фабрис Куита в наши дни
Фредерик Мерсье и Фабрис Куита в наши дни

Что касается Сергея Минаева, то Фредерик Мерсье осведомлен о его проделках и высказался по этому поводу следующим образом:

Еще ее перепел какой-то русский, который просто украл у нас песню, и сделал там у себя из нее хит. Я так и не получил за нее ни цента.

Возможно, обиженный француз немного бы утешился, узнав о том, что Сергей Юрьевич Минаев тоже не особенно нажился на его песне. По его словам, практически все заработанное на первых порах ему приходилось отдавать своему менеджеру, которого он в интервью уклончиво именовал Карабасом-Барабасом (но мы то с вами знаем , что это был Сергей Лисовский). 

Такой вот получился "Карнавал"

Сергей Минаев и Карабасы
Сергей Минаев и Карабасы

Также по теме можно почитать:

Богемный шик первого парижского рэпа - сигареты, выпивка, смятые простыни
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГОРШОК КЛУРИКОНА 23 декабря 2022