Увидела сегодня очередные фото американской модели plus-size Тесс Холлидей и вдруг поняла: а ведь я еще помню времена, когда бодипозитив только зарождался и означал совсем другое.
В 2006-2010 гг. я с небольшими перерывами жила в Великобритании и своими глазами видела, как все это зарождалось. В те годы речь шла исключительно о борьбе с травлей и высмеиванием полных людей. Вот буквально только об этом: я помню, как выступали на британском ТВ школьницы-толстушки, подвергавшиеся из-за своей внешности буллингу. Как женщины плакали в эфире, потому что не могли купить в модных магазинах красивую одежду. Как полные мужчины рассказывали, что на улице в них тыкали пальцами.
Со всем этим и боролись. Телевизор твердил о равноправии, о том, что надо друг друга уважать, относиться к чужой беде с пониманием. И на этом все! Во второй половине 2000-х британская и американская пресса не заикались о том, что полнота это нормально. Лишний вес преподносился как проблема, с которой человек борется и ему нужно в этом помочь, подбодрить и ни в коем случае нельзя его за вес оскорблять.
При этом в Британии во всю шла пропаганда за ЗОЖ, похудение. Дело в том, что медицина там тоже бесплатная, а полные люди много болеют, живя при этом долго. Британское правительство запускала программы по просвещению, тетевизор все время кричал о подсчете калорий и употреблении фруктов, при мне там была введена национальная программа "5 a Day", которая призывала съедать минимум 400 гр овощей и фруктов в день. На улицах Лондона и, вероятно, других крупных городов страны, стояли лотки, где раздавали дневную порцию овощей и фруктов. Бесплатно!
На всех каналах учили правильно готовить! Были передачи о проблеме подростковой полноты. Помню, я смотрела выпуск, где на весь класс детей примерно 10 лет только у одного не оказалось лишнего веса: это было где-то в северой Англии, а ребенок с нормальным весом был из марокканской семьи. Его позвали на эфир в Лондоне, он рассказывал детям о своих пищевых привычках, о быте, о том, что он есть, что ему готовит мама.
Еще помню в те годы передачу о матери-одиночке из Лондона, которая раскормила сына-школьника до того, что он в 11 лет мог передвигаться только в инвалидном кресле, настолько ребенок стал толстым. Маму вежливо осуждали, к ней приходили представители соцслужб и говорили, что, если ее сын не похудеет, она будет лишена родительских прав.
Было так. А потом пошли сдвиги. Сначала стали выбирать на конкурсах красоты полных. Потом пошли откровенные толстушки. Те же модели размера суперплюс за пять лет радикально растолстели: сначала это были женщины 60-80 кг, а потом стали уже по 100 и даже 200!
Появились звезды по 150 кг, как Тесс Холлидей. Которые стали говорить, что у них идеальное здоровье, они занимаются спортом. Их фото тщательно ретушировали, отчего создавалось впечатление, будто при таком огромном весе люди имеют гладкое тело. Это все смотрелось очень неправдобно. Не может быть здоровья и отличного самочувствия при 150 кг. Даже при ста и даже у мужчины их быть не может - что уж говорить о женщине, которая ходит с этим весом на каблуках?
Я на исходе грудного вскармливания весила 85 кг, это максимальный мой вес. И это было тяжело: уже могло подскакивать давление до 128-130, что для меня, гипотоника, трагедия. Пошаливало сердце, была одышка, обнаружился варикоз, меня посещали неприятные ощущения в области щитовидки, был повышен. Теперь я вешу 75 кг, чувствую себя значительно лучше и больше не доведу вес до столь высоких показателей.
Что уж говорить о 150 кг? Человек в 150 кг не может быть здоров. Раньше в западной культуре открыто об этом писали, и я даже помню времена, когда людей призывали срочно худеть. А теперь нельзя, они оскорбляются
Знаете, я сейчас сижу и пытаюсь вспомнить тот момент, когда идеи бодипозитива отошли от главной своей задачи - борьбы с оскорблением и притеснением полных и переключились на утверждение, будто лишний вес это нормально. И как будето проблема лишнего веса исключительно социальная, в том, что полных дразнят и не шьют на них одежду. О беде для здоровья говорить перестали совсем. В англо-саксонских странах люди разделились на два лагеря: одни объявили, что весить 100-160 кг это нормально, а другие молча бегают и ходят в спортзал, предпочитая не ввязываться в разговоры о здоровье, чтобы их не обвинили в травле. И всему причина, думаю, в желании вовлечь полных в модную индустрию. Раньше они не гонялись за красивой одеждой и не делали маникюр. Глупо, конечно, утверждать, будто у данного тренда есть какие-то заказчики. Но выгодоприобретатели точно есть: вместо того, чтобы стимулировать полных похудеть и оздоровиться, их назвали здоровыми и красивыми и предложили им модные платья. По-моему, это не совсем честно.
Но вот вопрос: кто-нибудь заметил, когда это произошло? В какие годы случился рубеж, после которого призывы сочувствовать толстым превратились в утверждение лишнего веса как здоровой нормы?
-------------------------------------------------------------------------------------------------