Сегодня на повестке дня классика конца 80-х. Альбом, ставший крайне влиятельным почти сразу же после своего выхода. Это The Stone Roses и их восхитительный дебютник.
История коллектива The Stone Roses начинается со школьного знакомства будущего вокалиста группы Иэна Брауна (поначалу собиравшегося взять в руки бас-гитару) и гигариста Джона Сквайра. В 1984 году к ним примкнул ударник Алан Рен (он же Рени), и эта троица плюс ещё двое ныне забытых участников составили костяк группы, записавшей материал для «Garage Flower».
Погодите, что? Какой ещё «Garage Flower»?
Да, дебют The Stone Roses должен был состояться ещё в 1985 году. Тогда ребята провели несколько сессий звукозаписи с печально известным своим колким нравом продюсером Мартином Хэннетом. Но результат не устроил дерзких новичков и фактически готовый альбом официально не увидел свет.
Несколько знакомых композиций появились уже в те годы. Для примера: послушайте первую версию культовой песни «I Wanna Be Adored». Совершенно ясно то, как сильно продюсер Хэннет пытался превратить в Joy Division всё, к чему брался. Поэтому от него быстро сбежали оставшиеся в живых участники Joy Division, образовавшие группу New Order.
Ещё больше связей с культовой сценой Манчестера и New Order: среди первых синглов The Stone Roses выделяется песня «Elephant Stone», спродюсированная Питером Хуком, знаменитым бас-гитаристом упомянутых групп. Ходили даже разговоры, что Хуки возьмётся за полноформатный альбом для новых подопечных, но он был занят работой с New Order.
В этот момент окончательно сформировался главный состав группы, куда к Брауну, Сквайру и Рени добавился бас-гитарист Мани. И пришло время записывать настоящий дебютный альбом.
The Stone Roses подписывают контракт с небольшим лейблом Silvertone и приступают к записи с Джоном Леки в качестве продюсера. Весь процесс занял 55 дней с перерывами (фактически с конца лета 1988 года по январь 1989). Целью было создать максимально «живое звучание», поскольку концерты The Stone Roses уже тогда вызывали большой интерес местной публики (под впечатлением от одного из таких, к примеру, решили уйти в музыку братья Галлахеры из Oasis).
«Казалось, они не чувствовали никакого давления, кроме того, что они были группой, записывающей свой первый альбом, и не хотели упускать возможность сделать его хорошим. Так что не было никакого давления, чтобы проявить себя – они знали, что хороши».
Говорил впоследствии Джон Леки от тех сессиях и работе с The Stone Roses.
Итогом же стал отличный коктейль из мелодий, полных танцевальной музыки, хауса, джангл-попа, психоделии, шугейза. Позже эту музыку назовут одним конкретным словом: «мэдчестер». Слушая альбом, сложно представить, что изначально The Stone Roses на этапе становления были классической панк-группой.
Альбом сразу же встречает нас той самой «I Wanna Be Adored» – одной из величайших песен всех времён, претерпевшей большие изменения за четыре годы с момента попытки первой записи. Теперь это вполне конкретный номер со знаменитой стартовой бас-гитарой Мани (один из фирменных приёмов группы) и приглушённым за ритм-секцией вокалом Иэна, который всё-таки фишкой назвать сложно, в отличие от того, что делал его тёзка Кёртис.
Различные британские издания вводят «I Wanna Be Adored» в списки лучших инди-гимнов, да и басовая линия песни попадает в свои аналогичные рейтинги.
«She Bangs the Drums» – следующий восхитительный номер. Ритм-секция здесь просто на высоте. Гитары идеально дополняют друг друга, а ударные соблюдают необходимый быстрый темп. Лирика – классическая песня о любви.
«Waterfall» – это ещё одна знаменитая вещь. Это в буквальном смысле «водопад» эмоций. Известна своим гитарным каскадом, которое выдаёт крайне недооценённый гитарист Джон Сквайр. Припев – это прекрасно.
She’ll carry on through it all
She’s a waterfall
She’ll carry on through it all
She’s a waterfall
«Bye Bye Badman» – это как раз та самая вещь, рассказывающая о французских беспорядках 1968 года с отсылками на обложку альбома.
Если хотите – это всё ещё современный гимн свободы от полицейского беспредела:
Choke me, smoke the air
In this citrus sucking sunshine
I don’t care, you’re not all there
«Made of Stone» – вполне вероятно, что это мой любимый номер здесь. Особенно я обожаю последний припев:
Sometimes I fantasise
When the streets are cold and lonely
And the cars they burn below me
Don’t these times fill your eyes?
When the streets are cold and lonely
And the cars they burn below me
Are you all alone?
Are you made of stone?
«Иногда я представляю, когда улицы холодны и одиноки и машины горят подо мной, не эти ли времена заполняют твои глаза? Ты совсем один? Ты сделан из камня?»
Музыка всё ещё волшебна и придаёт магии. Слов не хватит, чтобы выразить все свои эмоции.
«I Am the Resurrection» завершает стандартный треклист альбома и это просто нечто. Восемь с половиной минут, первую часть из которых занимает классическая композиция с текстом и риффом, переигранной наоборот бас-гитарой из «Taxman» группы The Beatles и ударными под влиянием группы Magazine.
Далее идёт чумовая по своей наглости импровизация, растягивающаяся вплоть до самого конца. По сути, это настоящий живой концерт на диске. Слушать обязательно.
«The Stone Roses» вышел в свет 2 мая 1989 года. Он имел крайне скромный чартовый успех, войдя на 32 место, а пиком же стала 19 позиция, достигнутая в феврале 1990 года. К этому моменту группе обеспечил некий прорыв новый сингл.
«Fools Gold» – в полной версии это практически 10-минутная песня, вошедшая в треклист американского издания альбома. Её выпустили в ноябре 1989 года, поддержав дополнительный интерес к группе. Позже она вошла и на юбилейное переиздание пластинки в 2009 году. Как говорили сами участники группы – это импровизация в духе Джеймса Брауна с текстом под влиянием Нэнси Синатры. Убойнейшее сочетание.
Незабываемая структура песни стала объектом большого интереса как нарезателей сэмплов, так и любителей кино и видеоигр: для первых был фильм «Карты, деньги, два ствола», а для вторых – футбольный симулятор FIFA 2004, культовая GTA: San Andreas и даже баскетбольная NBA 2K8.
«The Stone Roses» стал завсегдатаем рейтингов как лучших альбомов 80-х, так и всех времён в принципе. Он повлиял на почти всю британскую рок-музыку 90-х и одним из первых приходит на ум, говоря о ностальгии по ушедшим хаус-вечеринкам.
Наиболее исчерпывающей версией пластинки я считаю часовое американское издание 1989 года, где как раз «Elephant Stone» и «Fools Gold» вполне органично вписываются в общий треклист. Данный вариант альбома я и предлагаю вам к прослушиванию.
На этом всё. Делитесь своими впечатлениями от альбома «The Stone Roses» и пишите, как вам в целом эта группа. Очень интересно будет это обсудить.
Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, оцените его пальцем вверх, оставьте комментарий, а также подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые интересные публикации.
#музыка #the stone roses #музыкальные альбомы #зарубежная музыка #разбор альбомов от romanist music