Когда мне было лет 15, один хороший человек, на тот момент он был майором ВДВ, дал совет, за который я ему благодарен по сей день. Этот совет помог мне достаточно просто пережить первые, самые сложные, полгода службы в, тогда еще, Советской Армии.
Я был обычным городским парнем. Не был хлюпиком или толстяком, но не был и спортсменом. Нет, спортом я занимался, но скорее потому, что так надо или за компанию, а не ради результатов. Никаких разрядов и соревнований.
Дядя Серёжа (так звали этого хорошего человека) жил с семьёй в соседнем доме и каждые выходные занимался на местном стадионе на турнике, а мы с друзьями частенько ходили туда загорать, так как деревянные трибуны были нисколько не хуже пляжных лежаков.
Сделав несколько выходов силой, подъемов переворотов и склёпок, майор спрыгнул с перекладины и подошел к нам. Мы поздоровались, и он спросил, сколько раз мы можем подтянуться.
Мы честно признались, что не особые фанаты физкультуры, но раз по пять подтянуться сможем, а также выполняем все школьные нормативы на отлично.
Дядя Серёжа покачал головой и напомнил, что через два или три года нам придется идти служить в Армию, а ситуация в стране такая, что откосить или отсидеться в ВУЗе не удастся. И действительно. Это было время, когда мужского населения призывного возраста катастрофически не хватало из-за демографической ямы.
Из поколения наших дедов, в живых осталось лишь 3-5%. По этой причине, практически все 80-е годы, в Армию забирали всех без исключения. Брали и тех, кто поступил в ВУЗ, и даже тех, кто его окончил. Мы это знали и были готовы к тому, что хочешь или не хочешь, а служить придётся.
И тогда товарищ Гвардии Майор ВДВ дал нам совет. Он предложил использовать время, оставшееся до Армии, для того, чтобы физически подготовиться к нелёгкой службе. Он утверждал, что это самое главное, и что если на первых занятиях по физподготовке молодой боец показывает хороший результат и выполняет все нормативы, то его оставляют в покое, тогда как тех, кто физически не готов, гоняют по полной программе, пока нормативы не будут выполнены.
На наши вопросы о том, сколько же надо уметь подтягиваться и выполнять другие упражнения, дядя Серёжа ответил уклончиво. Он сказал, что чем больше, тем лучше. Например, независимо от конкретных требований, солдат должен обязательно иметь в запасе хотя бы 30%, чтобы выполнить норматив, даже если вдруг плохо себя почувствовал, не выспался, устал от тяжелой работы или других упражнений.
Для ориентира, он посоветовал к моменту призыва уметь правильно и плавно подтягиваться как минимум 25 раз, но лучше 30. Уметь отжиматься от пола 50 раз, но лучше 75. Делать как минимум 10 подъёмов переворотов и 5 выходов на обе руки, и приседать не меньше 100 раз.
Ещё он рекомендовал уметь пройти на руках, когда кто-то держит на весу твои ноги, не меньше 50 метров, а также бегать по стадиону на короткие дистанции не хуже чем на серебряный значок ГТО, плюс по пересечённой местности не меньше 5 км без остановки в среднем темпе.
Он был настолько убедительным в своих объяснениях и рассказах о суровых буднях солдата-срочника, что мы прониклись и тот час же приступили к работе над собой.
То, что товарищ майор был прав на все сто процентов, я понял на первом же занятии по физо в учебке. Так как в нашей части готовили технических специалистов, набирали личный состав в основном из Москвы и Питера, а народ был сплошь после техникумов или с 1-2 курса института. То есть контингент с целом состоял из, как сейчас говорят, ботанов.
Из всего учебного взвода, а это 30 человек, только девятеро, включая меня, выполнили нормативы. Остальных же сразу стали гонять как сидоровых коз. Особенно доставалось толстякам и дрыщам, которые вообще ничего не умели, даже раз подтянуться. Таких было человек семь.
Относительных "спортсменов", как и говорил майор, практически сразу перестали замечать и даже иногда позволяли спокойно бежать или имитировать физические упражнения, в то время как со слабаков сходил десятый пот.
Но особенно шикарно было с отжиманием от пола. Самым распространённым наказанием за те или иные проступки во время занятий, даже в учебном классе, было именно отжимание.
Приказ "Упал, отжался" звучал всегда, как только солдат делал что-то не так. Обычно за мелкий проступок, например за заминку во время занятий или путаницу в терминологии, назначали 20 отжиманий, за что-то более глупое - 30. Как вы понимаете, для человека, который легко мог отжаться 50-60 раз, а с напрягом и 70, такое упражнение совсем не было наказанием, чего нельзя было сказать о "слабаках".
Вот такой лучший в мире совет дал нам простой советский боевой офицер - дядя Серёжа, за что мы ему благодарны по сей день.
Единственное о чём не предупредил нас товарищ майор, так то о том, что при таком ужасном питании и бездарной организации процесса физической подготовки, через 2-3 месяца, а то и раньше, силы кончатся, и выполнять нормативы будет практически невозможно. Просто физически мышцы не работали, и не держали вес.
Но это не его вина. В ВДВ кормили хорошо, что нельзя было сказать о простой учебке. Об этом у меня есть отдельная статья. Резиновая перловка и прочие "радости" Советской Армии
Читайте также:
Почему в 80-е некоторые дембеля ехали домой по гражданке
Армейский жаргон. Переосмысление спустя 30 лет
Самые крутые солдатские должности в Советской Армии
Зачем прапорщик ходил с гвоздодёром и биноклем