Уже к 6-ти месячному возрасту очень важно заложить в ребёнке уверенность:
- есть люди, которые думают так же, как я;
- есть люди, которые видят мир таким же, как я.
А у вас есть эта необходимая уверенность?
Здесь мы говорим о Базовом курсе психологии (доступно, интересно и применяемо на практике).
Первые три года жизни ребёнка это такой единый процесс, когда каждое последующее звено плавно вытекает из предыдущего. И второе сложно понять, не познакомившись с первым. Предыдущие статьи:
В прошлой статье мы остановились на том, как важно удовлетворять потребность человека вовремя. Вмешательство матери в фазу "Я уже не против, но ещё не голоден настолько, чтобы кричать об этом" чревато нарушениями психики. Помните, как важны нам именно здоровые "кирпичики" в психике.
Для невмешатьельства нам в помощь есть фразы: "Имей ввиду, что..."
- имей ввиду, что ужин готов;
- имей ввиду, что я готова поговорить и т.д.
И так, возраст от 3 до 6 мес. очень важен тем, что ребёнок должен сформировать чувство: "Она моя родная, я понят, я ей доверяю!"
1. Ребёнок себя ещё совсем не знает;
2. Мама ему объясняет;
3. Мама вовремя делает то, что необходимо ребёнку.
Получается своеобразный ритм, когда мама находится в контакте с ребёнком. Случается чудо: такой ребёнок начинает выходить в следующую фазу развития, но об этом позже.
Одиночество и 2 его типа:
- Не хватает объекта. Нет кого-то конкретного, кто нам нужен. Хочется, но его нет.
- Безобъектное одиночество. Когда тебя никто не понимает.
Маленький ребёнок по-другому видит мир. По-другому чувствует время. Он очень часто остаётся со своими переживаниями наедине. Он в него "проваливается". Не знает, что с ним делать. У ребёнка есть огромная потребность, чтобы кто-то согласился с его точкой зрения, но никто не соглашается. Мы же понимаем, что всегда его накормим, на улице не выбросим, а он ничего из этого не знал. К 6-ти месяцам потребность быть понятым должна быть закрыта. Должен быть сброшен самый тяжёлый детский груз - безобъектное одиночество.
Парадокс: вот это желание быть понятыми очень часто влечёт нас к людям, которые сидят в той же проблеме. "Я так хочу, что бы меня поняли, что выбираю людей с той же тревожностью."
Так же очень важно, чтобы на стадии, когда ребёнок удовлетворён и готов к нейтральному контакту, мама была эмоционально вовлечена. Не тревожна, но эмоциональна в ответ. Не путаем!
На маме огромная ответственность - ребёнок ей доверяет, каждое её слово входит в психику, как ножом по маслу. На что вы программируете ребёнка своими словами?
Подробнее в лекции автора "Духовной психологии" Екатерины Сокальской:
Следующая фаза развития - дифференциация. Благодарю вас за внимание, подписывайтесь на канал!
Следующая статья цикла здесь.