Автор: Анна
Имена вымышлены, совпадения случайны, автор - трепло.
Продолжаем тему нелегкого быта архивистов. Если вы еще не подсели на иглу архивных баек, то начинать с этой публикации не стоит. Вам СЮДА.
Разберемся с определением. Архивист - это замкнутый, малообщительный, противный товарищ, для которого бумажка ценнее человека. Ну потому что человек смертен и тем малоинтересен, а бумажка в умелых руках будет жить вечно.
Если расслабляясь в ванной, вы вместо сторис листаете фонды РГАСПИ, вы -архивист.
Если глядя на кучу бумажного хлама, вы мысленно пытаетесь его систематизировать и прикидываете количество описей, вы - архивист.
Если вы с каменным лицом смотрите новости о мировых катастрофах, но хватаетесь за сердце, узнав о дерзкой попытке вынести "Высочайшее назначение" губернатора Семипалатинской области из Российского военно-исторического архива, вы - архивист.
Архивисты – вневременные визуалы, мыслями погруженные в ушедшее. Для них всё еще полыхает земля по всей Курской дуге, а старший сержант восьмой батареи гвардейского артполка, прикрыв глаза убитому заряжающему, в упор смотрит на надвигающихся "тигров".
Для них еще жив первый секретарь Воронежского обкома Рябинин Е.И., который, вернувшись с июльского пленума 1937 года, мрачно сказал жене: "Меня вывели из состава бюро. Всё может дурно закончиться. Уехала бы ты с Петей к маме…". (см.: дело Рябинина).
Архивисты подчас очень ранимы.
… Утро. Едва успеваю включить компьютер. В кабинет вбегает юная коллега, падает на стул и ревёт:
- У меня… опять… ууууу… предатели…
Поясняю. Раз в несколько месяцев на архив сваливается запрос с просьбой предоставить информацию о деятельности партизанских отрядов и отдельных партизан. "Для увековечивания памяти просим сообщить биографические данные, место и обстоятельства гибели, поделиться фотографиями героев". Качественно выполнить запрос в одиночку в установленные законом 30 дней невозможно, потому мы условно делим его на районы, отряды либо по фамилиям, и погружаемся в материалы по формированию и деятельности партизанских отрядов.
Видя безнадежность положения и не желая попадать в руки врага живым, секретарь РК ВКП(б) тов. Шевченко П.А. бросился с гранатой вперед на итальянцев, был ранен, не управившись бросить гранату – она разорвалась и он был убит; другие же – Ивашенцев, Куликов и Бойко, были взяты живыми и неизвестно куда увезены. Через 5-7 дней в колхоз им. Малаховского был привезен Ивашенцев и на глазах всех колхозников расстрелян...
Примерно так всё это выглядит. По крупицам, из обрывочных сведений, собирается информационное письмо, которое позже ляжет в основу патриотичной брошюры и перевернет пубертатный мир какого-нибудь прыщавого подростка.
Но случаются неприятные моменты. В список с предполагаемыми героями вкрапляются фамилии самых настоящих предателей. Тех самых, которые регистрировались в немецкой комендатуре и вершили судьбы партизанских отрядов.
Иванов назвал фамилии и приметы всех кто не только находился в этой диверсионной группе, но и товарищей, находившихся за Доном и готовящихся к переправе на оккупированную зону, а также всего партийного актива. Переодев в мадьярскую форму, агенты вражеской разведки возили Иванова по селам для опознования партизан, коммунистов и советских активистов. Кроме того Иванов, будучи на курсах в Воронеже, выдал всю технику и методику подготовки диверсионных групп.
Незакаленных юных коллег такая правда расстраивает. Но это только в начале трудового пути.
А еще архивисты ненавидят когда их называют архивариусами.
Лайк и подписка на канал окрыляет одного Тыжисторика.
ЧИТАЙТЕ также:
Будни историка-архивиста (часть 2)
Будни историка-архивиста (часть 2 - продолжение)