ГДР, 1989 год. Кристиана Кернер (Катрин Засс), мать-одиночка и убежденная социалистка, становится свидетельницей народных волнений и видит в толпе своего сына Алекса (Даниэль Брюль), которого вяжут службы правопорядка. Обморок, кома.
Пока врачи поддерживали ее жизнь, Берлинская стена рухнула и страны, за которой, по словам Алекса, мама была замужем, не стало.
Через восемь месяцев Кристиана вышла из комы. Врачи сказали Алексу, что ей противопоказаны любые потрясения. Понимая, что пропущенные новости равносильны для нее смертному приговору, он наказывает всей родне, близким и соседям молчать об объединении Германии и восстанавливает социалистическую обстановку в ее квартире, за восемь месяцев превратившейся в нормальное капиталистическое жилье. И перевозит мать в этот уголок былой ГДР.
Всё было бы утопически просто. Но мама может захотеть любимых шпревальдских огурчиков, а окрестный продуктовый магазин за одну ночь превратился в современный супермаркет, в который огурцы привозят из Нидерландов. И, конечно, не забывают указывать это на упаковке. За окном может остановиться грузовик с надписью Coca Cola во весь борт. А еще телевизор показывает что угодно, кроме съездов Социалистической Партии ГДР.
А потом начинаются увлекательные полтора часа о том, как сын, любящий свою мать, всеми правдами и неправдами скрывает от нее правду, подключая к этому делу родственников, друзей и любимую девушку (Чулпан Хаматова).
«Гуд бай, Ленин!» — это трагикомедия. С одной стороны, ухищрения, на которые Алекс идет, стараясь оградить свою мать от реальности, не могут не вызвать улыбку. Например, эпизод, в котором ко дню ее рождения он заплатил двадцать марок двум пацанам, чтобы они, сказавшись пионерами, спели для мамы что-нибудь пионерское, а они потом привели еще двоих, сказав, что вон в той квартире хозяин башляет за распевание песенок.
С другой стороны, в фильме небольшими кусочками показано, какое потрясение испытал народ, лишившийся привычного уклада жизни и идеалов, в которые верил. Молодежи попроще будет — они принимают всё новое гораздо более охотно и легко. А старикам такое дается тяжело. И Алекс имеет серьезные основания переживать за маму, глядя, как изменения воспринимает старшее окружение.
И эти две вещи здесь прекрасно сочетаются. Вот Алекс копается в мусорном баке в поисках этикеток от злосчастных шпревальдских огурчиков, а мимо проходит старик и вслух сокрушается, что страна совсем опустилась. Смешно? Еще как! Грустно? Невообразимо!
Для полноты добавим, что в «Гуд бай, Ленин!» отличная постановка (в фильме неторопливые кадры периодически сменяются резким клиповым монтажом), хорошие актеры (кроме всего прочего приятно удивило присутствие Чулпан Хаматовой — хорошо видно, как и почему в такую девушку мог влюбиться Алекс) и запоминающаяся музыка (ее писал Ян Тьерсен, известный по большей части по «Амели», остается только удивиться, как хорошо французская музыка легла на немецкий фильм).
Приятного просмотра!
Хорошее кино часто непросто найти. Из новинок сложно выделять хорошие — мы сами это регулярно проходим. На «КиноПоиске» тоже есть далеко не всё, и многое хорошее теряется и там. Здесь мы решаем вопрос, какое кино стоит посмотреть вечером и не пожалеть о потраченном времени. Подписывайтесь на наш канал и будьте в курсе.