Иностранные организации, местом управления которых является РФ, признаются налоговыми резидентами РФ согласно ст. 246.2 НК РФ.
Местом управления признаётся РФ при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
- Исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляют свою деятельность в отношении этой организации из РФ. При этом регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в РФ в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах);
- Главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в РФ. При этом руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.
Также иностранная организация может быть признана налоговым резидентом РФ, если она будет признаваться налоговым резидентом РФ в соответствии с СОИДН (для целей применения этого СОИДН). Так, критерием для признания организации налоговым резидентом РФ, Гонконга или ОАЭ будет место фактического управления организацией. При оценке критерия места фактического управления будут анализироваться такие факторы, как: наличие собственного квалифицированного персонала, наличие активов, место проведения заседаний совета директоров или аналогичного органа, местонахождение генерального директора и иных главных (руководящих) должностных лиц, место осуществления регулярного руководства организацией, место ведения бухгалтерского учета.
Ниже приведены действия, поименованные в ст. 246.2 НК РФ, а также в комментариях к Модельной конвенции ОЭСР. Данные действия вынесены в условные категории возможности их осуществления из РФ с фокусом на непризнание иностранной компании налоговым резидентом РФ.
Нельзя осуществлять в РФ
- повседневное руководство организацией (формирование решений в отношении повседневной деятельности организации, оперативное руководство, документальное подтверждение одобрения сделок),
- проведение заседания совета директоров (или аналогичного органа),
- ведение бухгалтерского и управленческого учета и, как следствие, управление банковскими счетами,
- ведение основной деятельности сотрудниками иностранной организации
Не рекомендуется осуществлять в РФ
- ведение делопроизводства организации,
- оперативное управление персоналом организации.
Можно осуществлять в РФ
- подготовка решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации,
- подготовка к проведению заседания совета директоров иностранной организации,
- отдельные функции в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации:
- стратегическое планирование,
- бюджетирование,
- подготовка и составление консолидированной финансовой
отчетности,
- анализ деятельности иностранной организации,
- внутренний аудит и внутренний контроль,
- подготовка и организация привлечения финансирования,
- управление инвестиционными, финансовыми, производственными и
иными рисками,
- принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие
которых распространяется на всю Группу в целом,
- согласование решений, принимаемых иностранными организациями,
в целях осуществления контроля за соответствием таких решений
стандартам, методикам и (или) политикам.
Существующие неопределенности в отношении применения критериев признания иностранных организаций налоговыми резидентами РФ
- отсутствует определение исполнительного органа.
- отсутствуют четкие критерии отнесения деятельности к текущей деятельности.
В случае рассмотрения российскими налоговыми органами вопроса о признании иностранной компании налоговым резидентом РФ будут анализироваться в том числе такие факторы, как: наличие собственного квалифицированного персонала и наличие активов (п. 4 ст. 246.2 НК РФ). Таким образом, заключение аутсорсинговых услуг иностранной компании с российскими компаниями Группы видится нецелесообразным, поскольку такой шаг будет дополнительно свидетельствовать об отсутствии у иностранной компании собственного квалифицированного персонала и тесной связи управления из РФ.
Рекомендации по снижению риска налогового резидентства в РФ
С целью снижения риска признания иностранной компании налоговым резидентом РФ необходимо обеспечить оперативное управление иностранной компанией из иностранной налоговой юрисдикции, а также повысить уровень присутствия в этой юрисдикции, в частности:
- обеспечить наличие квалифицированного персонала и активов, необходимых для ведения торговой деятельности (компьютерное оборудование, офис, оргтехника и пр.),
- обеспечить выполнение директором-резидентом иностранной юрисдикции своих функций в отношении иностранной компании без документального подтверждения одобрения его действий из РФ,
- обеспечить ведение делопроизводства, бухгалтерского и управленческого учета в иностранной юрисдикции (собственными силами или на аутсорсинге у иностранной независимой компании),
- обеспечить управление банковскими счетами за пределами РФ,
- бухгалтерские книги, записи и локальные документации иностранной компании должны содержать указание на место их составления и храниться в иностранной юрисдикции.