Найти тему
Павел Великанов

Бог повышает градус доверия к нам, а мы... снова и снова - предаем

Евангелие от Лк., 100 зач., XX, 9-18.

9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; 10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. 11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. 12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. 13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. 14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? 16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! 17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? 18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

Притча о злых виноградарях – одна из ключевых в Евангелии. Её смысл прозрачен: это рассказ об отношениях между еврейским народом и Господом Богом, в которых ключевая роль – роль глубоко трагическая – выпала Сыну Хозяина виноградника.

Но сегодня мне хочется обратить внимание на одну сторону притчи, которая не всегда очевидна. В притче мы видим, как постепенно ухудшаются отношения между хозяином и виноградарями. Это – своего рода протяжённый по времени диалог между двумя сторонами, по результатам которого каждый делает свои определенные выводы. Если посмотреть глазами хозяина, его позиция – это постоянное повышение градуса доверия виноградарям. Невзирая на очевидные риски – ведь все три раба вернулись с ясным агрессивным ответом со стороны работников виноградника – хозяин отправляет к ним своего сына, рассчитывая пробудить в них совесть. Но почему – именно сына? А не вооружённый отряд солдат, например?

И вот здесь мы подошли к очень важному моменту. Дело в том, что нынешние озлобленные виноградари когда-то знали наследника ещё младенцем – они играли с ним, забавлялись его детской наивностью и непосредственностью – они когда-то явно любили его ребенком! То, что делает хозяин, отправляя своего сына – последний шаг в надежде восстановить добрые отношения: он обращается к глубоко скрытым в глубине каждого из злых виноградарей воспоминаниям о собственном детстве, о том, какими они сами были чистыми, искренними, непорочными.

Неспроста Иисус Христос говорит о Себе как о «Сыне Давида» – напоминая евреям, какими были некогда близкими, родными отношения между Богом и еврейским народом. Это – последняя попытка не допустить страшного, беспощадного для виноградарей финала. Но, увы, мнимая перспектива завладеть виноградником оказывается сильнее слабых попыток совести остановить задуманное беззаконие…

В этой притче нам приоткрывается тактика Божественной педагогики. Когда мы ведём себя неправильно – и при этом не получаем явного Божественного воздаяния, нам может показаться, что Бог не заметил нашего греха, пропустил мимо. И мы снова и снова переступаем грань дозволенного, думая, что авось и в этот раз нас минует чаша Божьего гнева. А на самом-то деле Бог – со Своей стороны – снова и снова повышает градус доверия к нам: мы Его снова и снова предаём – а Он снова и снова переступает через нашу подлость и ещё выдаёт нам ещё больший кредит доверия!

Мы присвоили себе одну сумму – а Он даёт нам ещё бОльшую; мы и её забираем – а Он снова щедрой рукой даёт ещё больше – нам снова мало, мы и на это дерзко замахиваемся, наивно думая, что эта история не закончится никогда. Но конец неизбежно приходит: и последний «звоночек», который обязательно прозвучит – это обращение к чему-то очень личностному, глубоко потаённому в нашей душе, быть может, последнему незатопленному грехом островку священного. В притче это – память о детстве, но может быть что угодно другое: в любом случае, это определённая святыня для самого человека, о которой знает только он сам – и Господь Бог. И если нами этот «звоночек» не будет услышан – нас неизбежно постигнет та же участь, что и злых виноградарей из сегодняшней притчи.

Как же важно не терять откровенную, нелукавую связь с Господом – чтобы наши отношения с Ним не подвергать таким опасным испытаниям!…