Найти в Дзене
Ближе к делу

6 главных ошибок на старте бизнеса

Оглавление
Своим опытом делится Андрей Гирко, владелец сети детских садов “Капитан Печенька”, г. Санкт-Петербург
Своим опытом делится Андрей Гирко, владелец сети детских садов “Капитан Печенька”, г. Санкт-Петербург

Все мы слышали истории грандиозного успеха в бизнесе. Один сделал миллион в 18 лет, второй захотел изменить свою жизнь и уже через месяц открыл бизнес с международным размахом. Об успехе приятно читать — его хочется примерять на себя. А вот о неудачах пишут редко.

Андрей Гирко, герой данного материала, наоборот, не стесняется ошибок и активно делится своим опытом в Telegram-канале “Записки бананадиректора”. Правда "бананодиректором” он уже не является. Его первый проект, детский клуб “Бананалама”, закрылся. Андрей выделил шесть основных причин неудачи.

Строить бизнес у себя в голове

Начинающим предпринимателям кажется: если вокруг много людей и ни одной парикмахерской/книжного магазина/пекарни — значит, никто до этого не додумался. В реальности же все, как правило, печальнее: если какого-то бизнеса нет, вполне вероятно, он просто никому не нужен.

То же самое случилось и со мной. Когда я задумал открывать детский клуб, это казалось блестящей идеей — вокруг много детей, а занять их нечем. Те клубы, которые уже были, казались грязными, маленькими и неухоженными. Без всякой аналитики я, руководствуясь только своим чутьем, открыл “Бананаламу” и с печалью обнаружил, что, оказывается, большой потребности в подобном клубе и не было вовсе.

Что делать

Проводить аналитику. Главное — цифры, а не ваши субъективные ощущения

Смотреть на бизнес однобоко

Когда я открывал клуб, у меня уже был опыт работы с детьми, и, казалось, сейчас все снова должно получиться — только масштаб побольше. Я закупил мебель, обустроил помещение и открыл “Бананаламу”. Очень скоро стало ясно, что реклама, финансовый учет, персонал и прочие важные детали “западают”. Практическая составляющая на высоте, а организационная не отработана вообще никак.

Что делать

Привлекать экспертов, смотреть онлайн-курсы, изучать организацию бизнеса со всех сторон. Совсем хорошо — попросить консультацию у того, кто уже проходил ваш путь.

Экономить на рекламе

Многим начинающим предпринимателям кажется, что реклама — это второстепенное. Если дела идут плохо, маркетинговые бюджеты урезают в первую очередь. Однако это в корне неверный подход. Именно реклама обеспечивает поток клиентов. Без нее вообще весь бизнес — каким бы хорошим он не был — быстро встанет.

Я тоже допустил подобную ошибку и на первых порах вообще не тратил средства на рекламу. Естественно, что после открытия клуба ко мне никто не пришел. Дети появились только на второй месяц работы клуба, когда реклама наконец то была запущена, но за это время бизнес уже успел уйти “в минус”.

Что делать

Еще до открытия бизнеса заранее отложить деньги на рекламу. Кроме того, не помешает продумать основные маркетинговые стратегии. Как вариант стоит обратиться к эксперту или разобраться в вопросе самостоятельно.

Не следить за финансами

Эту ошибку допускают повально все начинающие предприниматели. Кажется, если деньги есть, все хорошо: можно выдавать зарплаты и оплачивать расходы прямо из кассы. Даже записывать не надо.

Такую же ошибку допустил и я. Я почти никак не следил за своими финансами и очень скоро столкнулся с кассовыми разрывами. Пришлось спешно проходить курс финансового учета.

Как не допустить ошибку

Нужно следить за своими финансами, оформлять отчеты и отслеживать денежные потоки внутри компании. Лучше этот процесс как-то регламентировать, чтобы все работало системно.

Договариваться на словах

Чего нет на бумаге — того нет вообще. Все договоренности с сотрудниками нужно записывать и оформлять в качестве документов. Это не потому что они, сотрудники, плохие или хотят зла — просто одна и та же фраза может быть понята по-разному. Кроме того, в процессе обсуждения и документирования, вы можете лучше понять друг друга.

Здесь у меня тоже есть печальный опыт. С одной из своих сотрудниц я договорился на вознаграждения за каждый проданный абонемент. Только вот поняли мы это по-разному: я планировал считать только те занятия, на которые дети реально пришли, а сотрудница думала, что платить ей будут за все — даже за пропущенные — занятия. В итоге мы поссорились, работница ушла и увела с собой часть клиентов

Что делать

Прописывайте все договоренности на бумаге, уточняйте детали и обсуждайте условия “на берегу”. Делать это нужно, даже если сотрудник не трудоустроен официально.

Делать все самостоятельно

Когда бизнес маленький, а денег не хватает, начинающие предприниматели часто делают всю работу самостоятельно. Ремонт? Не проблема! Подработать в качестве продавца? Сделаем! Помыть полы? Почему нет! Это не страшно, если с появлением денег вы начинаете делегировать обязанности. Но если вы и дальше, даже когда есть деньги, придерживаетесь принципа “хочешь сделать хорошо — сделай сам”, проблем не избежать.

В эту ловушку попал и я. За время существования “Бананаламы” я успел сделать ремонт, подработать в качестве кассира, нянечки, повара, воспитателя, бухгалтера, уборщика — в общем, почти все профессии были мной успешно освоены. Естественно, что в таком режиме нормально заниматься управлением бизнесом невозможно. Нет ни сил, ни ресурсов. А как тогда масштабироваться?

Как не допустить ошибку

Не бояться делегировать задачи, делать акцент на ведении бизнеса, а не на решении рутинных проблем.

Допускали ли вы подобные ошибки? Поделитесь мнением в комментариях!

Не забывайте поставить лайк и подписаться на канал!