Найти тему
Азбука Вокала

Кто учит вокалу лучше: частные педагоги или государственные школы?

Очень часто в разговорах о вокальном обучении разгораются жаркие споры - где и у кого учиться, чтобы гарантированно получить высокий результат, и возможность заниматься на высоком профессиональном уровне. И обычно в этом контексте упрекают частных педагогов - мол, сами они не пойми откуда и нет никаких гарантий. А вот если педагог работает в государственном заведении - то это всё серьёзно и по-настоящему.

Давайте разбираться! Расскажу свою историю, и истории моих знакомых певцов. Это очень показательные примеры.

Я вспоминаю, к примеру, свои годы, проведённые в стенах музыкального училища и затем института, государственных заведений. Причём училище было региональным, а институт - московским. Какая там была картина? В училище меня распределили к педагогу, опытной певице, со стажем не менее 25 лет, которая едва не угробила мой голос ещё в юные годы. Причём, повредила она его серьёзно - я проходила лечение у фониатра, и ещё несколько месяцев разговаривала хрипловатым баском, при том, что у меня высокое сопрано.

Почему я считаю, что это её вина, а не я, например, делала что-то не то? Потому что на занятиях она вообще ничего не объясняла, и не отвечала на мои вопросы. Пой! - говорила она. Я: мне неудобно, у меня горло болит! Она: плохо стараешься, давай лучше! И так каждый урок. К четвертому курсу училища голос был основательно подпорчен.

А так как я хотела поступать дальше, да ещё и в Москву, я обратилась к частному педагогу. И эта чудесная преподавательница реанимировала мой голос за каких-то 3-4 месяца. Причём, мне стало не только "не больно" петь, но и значительно улучшились все качества голоса: появилась устойчивая опора, он стал мощнее, подвижнее, и значительно расширился диапазон! А я поняла, насколько фантастически разным может быть эффект обучения у разных педагогов.

В институт я поступила фактически благодаря той преподавательнице, которая в последний момент спасла мой голос. В институте меня распределили к прекрасной учительнице (ура, мне повезло!). Я обучалась у неё с истинным удовольствием и до сих пор использую её подход и наработки. Но две мои однокурсницы, с которым я близко общалась, попали к другой, и обе(!) на первом же курсе потеряли голос, и долго и мучительно его лечили. То есть видите - на одном факультете, и такие разные педагоги...

Я знакома с одной изумительно поющей академической вокалисткой, которая поступила на вокальное отделение в ВУЗ, но там педагог не мог должным образом раскрыть её голос. И она все годы обучения формально "училась" в ВУЗе у одного педагога, но при этом все годы брала частные уроки у другой преподавательницы.

Однажды ко мне пришла на обучение (я сама уже стала частным педагогом) дипломированная выпускница отделения эстрадного пения одного из столичных ВУЗов, у которой от природы был сильный голос с прекрасным тембром. Ей так пережали гортань в учебном заведении, она так устала лечиться после занятий у фониатров, что думала, что вот-вот распрощается с вокалом вообще. Но нам с ней удалось вернуть ей голос и значительно улучшить его качества за считанные 3-4 месяца работы.

Какой вывод? Принадлежность педагога к государственной структуре вообще ничего не решает. Определить качество педагога на основании того, "государственный" он или "частный" - невозможно. Не это должно быть критерием отбора педагога. Желательно взять у педагога два-три занятия, и понаблюдать за собой в процессе обучения у него- раскрывается и улучшается ли голос или нет, делать выводы.

И ещё одно важное замечание: даже если вы уверены, что педагог грамотный и результативный, крайне важен ваш контакт с ним. Если вы чувствуете у него выраженную эмпатию по отношению к вам как к ученику - "надо брать". А если он формальный, равнодушный, саркастичный, унижающий или просто неприятный лично вам как человек- вряд ли получится продуктивная работа.

Делитесь своим опытом общения с разными педагогами, с удовольствием почитаю ваши истории, и обсужу возникающие вопросы.

Почитать по теме:

Чек-лист: как выбрать идеального педагога по вокалу?

10 типов педагогов по вокалу, от которых надо уходить

Вокалист и вокальный педагог: в чём разница?

Возможно ли научиться петь без педагога?

16 признаков неправильного вокала: проверьте себя!

Спасибо за лайк и подписку!

Звучите и будьте счастливы!