Когда ребенок достигает 5-8-летнего возраста, родители все чаще начинают слышать удивительные, и даже возмутительные, повествования о его жизни и приключениях. Порой эти рассказы настолько правдоподобны, что мама с папой начинают всерьез бить тревогу – оказывается, когда их нет рядом, с сыном или дочерью обращаются совершенно неподобающим образом.
И только лично наведавшись в детский сад, школу или на уличную площадку, взрослые осознают: истории из первых уст, при всей их реалистичности и эмоциональности, являются лишь плодами богатого детского воображения. Но почему же чадо, будучи уже в сознательном возрасте, так упоенно упражняется в сочинительстве?
Что побуждает детей фантазировать
Склонность к выдумкам большей частью объясняется развитием детской психики: в период дошкольного и начального школьного возраста воображение буквально расцветает. Ребенку остро необходимы новые события и впечатления, но при этом он еще не может их активно воспринимать и обрабатывать.
Назревает некий конфликт: с одной стороны, колоссальный наплыв информации, а с другой – неспособность мозга ее осилить. В процессе мышления полученные сведения пытаются «перевариться» в доступную для понимания форму, спутываются, что и приводит к появлению фантазийных образов. Если же информации мозгу, наоборот, не хватает, маленький человечек может испытывать беспокойство, и чтобы от него избавиться, будет «дорисовывать» картину мира силой воображения.
Бывает, что малыши и сами перестают различать, где настоящий опыт, а где придуманный – грани между реальностью и иллюзией стираются, поэтому детки искренне не понимают, почему их называют врунишками. Лет до 8 по поводу красочных выдумок родителям беспокоиться точно не стоит – это вполне естественный этап становления психики.
Что касается намеренного, целенаправленного, приукрашивания действительности, то его вызывают следующие причины:
- Чувство одиночества. Малыш, которому остро недостает родительского внимания, может придумать образ воображаемого друга, и всячески развивать эту тему, фантазируя об увлекательных совместных приключениях.
- Стремление уйти от наказания. Причина, не понаслышке знакомая почти каждому взрослому: проштрафившийся малыш «в красках» рисует ситуацию, в которой некто, абсолютно не похожий на него самого, совершил поступок, рискующий огорчить и разгневать родителей.
- Желание примерить на себя роль героя. Когда ребенок ощущает себя слабым, трусливым и уязвимым, с трудом находит общий язык со сверстниками или вовсе становится изгоем в компании, есть вероятность, что воображение «подкинет» ему образ сильной, независимой личности, позаимствованный из книг, мультфильмов или кино. Малыш начнет подражать известному герою, только не на деле, а на словах, чтобы им восхищались и тем самым подкрепляли уверенность в себе.
- Желание вызвать похвалу. Эта причина по своей сути близка к предыдущей: детишки часто воображают такие ситуации, в которых проявляют себя самым достойным образом, заслуживают одобрение у близких. В реальной жизни им очень сильно не хватает словесной поддержки от родителей, формируется стойкое мнение, что хорошие и добрые поступки остаются незамеченными.
Чем бы ни были мотивированы маленькие фантазеры, всерьез ругать, а тем более публично уличать их во лжи, психологи все же не советуют. Следует понимать, что в основе любой выдумки лежит искреннее желание казаться лучше, храбрее, послушнее, попытка представить жизнь в ином, более приятном и красочном свете.