«Лефорт» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи. Был заложен в 1833 году в Санкт-Петербурге и спущен на воду 28 июля (9 августа) 1835 года (строитель Я. А. Колодкин). Оборонял Кронштадт во время Крымской войны, но в боевых действиях не участвовал.
Водоизмещение - 3500 тонн,
Длина по верхней палубе - 58,3 м.,
Ширина по мидельшпангоуту - 15,6 м.,
Осадка - 6,6 м.,
Глубина интрюма - 4,8 м.,
Экипаж - 14 офицеров, 61 унтер-офицера, 683 матроса,
Общее число орудий - 84.
Ранним утром 10 сентября 1857 года, «Лефорт» в составе эскадры из трёх линейных следовал из Ревеля в Кронштадт на зимовку. К рассвету, около 5 часов утра, корабли находились севернее острова Большой Тютерс и шли правым галсом, имея дистанцию друг от друга 0,5 — 2 мили, причём «Лефорт» шёл вторым в ордере. Около 7 часов утра корабли начали поворот фордевинд на левый галс, и в момент поворота внезапным шквалом «Лефорт» накренило на левый борт. Некоторое время он находился в положении на борту, причём его правый борт был усеян людьми, а затем примерно в 7 часов 23 минуты корабль окончательно погрузился в воду. Два остальных корабля, «Владимир» и «Императрица Мария», помочь ничем не могли, так как сами почти 53 часа пытались выстоять в шторме.
Как пишут историки, причина гибели «Лефорта» так и осталась загадкой, так как расчёты убедительно показывают, что при имевшихся на нём парусах он не мог быть опрокинут ветром, хотя первоначально эта версия входила в число трёх основных. Комиссией по расследованию причин катастрофы признаны наиболее вероятными причинами аварии ослабление связей корабля, вызванные тем, что в 1856 году корабль дважды был использован в качестве транспорта для перевозки тяжёлых грузов на орудийных палубах. Также утверждалось, что корпус корабля не был нормально проконопачен, а груз был слишком мал и неправильно расположен. Кроме того, было предположение, что орудийные порты оставили открытым, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха для пассажиров — это, возможно, способствовало гибели корабля, так как вода могла залиться через открытые порты, когда корабль накренился.
В кораблекрушении погибли все находящиеся на борту корабля 843 человека, включая 14 офицеров, 61 унтер-офицера, 683 рядовых, 66 женщин и 19 детей из их семей. До гибели 28 сентября 1994 года парома Estonia катастрофа линейного корабля «Лефорт» являлась крупнейшей катастрофой на Балтийском море по числу жертв в мирное время.
Судно сохранилось настолько хорошо, потому что воды Балтики и низкая температура, способствуют консервации.
На первом фото - останки людей на палубе корабля «Лефорт»
На втором сам остов судна. В деталях можно рассмотреть все тут.
На третьем - собственно, сам корабль при жизни.
Ещё про утопленников можно почитать тут.