Найти в Дзене
Great Old Ones

Трансформер времен холодной войны. Rockwell B-1 Lancer

Бомбардировщик B-1 Lancer исправно служит уже почти полвека, но история его появления была неоднозначной. Задуманный для подавления ключевых элементов ПВО противника, находящихся глубоко в тылу, он должен был заменить B-52 Stratofortress, а затем уступить место новейшему B-2 Spirit. Но в итоге в строю до сих пор все трое.

Бомбардировщик B-1 Lancer исправно служит уже почти полвека, но история его появления была неоднозначной. Задуманный для подавления ключевых элементов ПВО противника, находящихся глубоко в тылу, он должен был заменить B-52 Stratofortress, а затем уступить место новейшему B-2 Spirit. Но в итоге в строю до сих пор все трое.

В 1969 году, к моменту начала проекта B-1, на вооружении США состояли 2 стратегических бомбардировщика - считавшийся устаревшим дозвуковой B-52 Stratofortress и современный, сверхзвуковой B-58 Hustler, еще был экспериментальный XB-70 Valkyrie.

Но высотные полеты уже не гарантировали безнаказанного проникновения на территорию СССР и единственным на тот момент вариантом обхода средств ПВО стали полеты на сверхмалых высотах (150-300 метров), поэтому к новому стратегическому бомбардировщику B-1 предъявляли 4 основных требования - летать далеко, быстро, низко а нести много. Такое сочетание предопределило применение крыла с изменяемым углом стреловидности, что уже было опробовано на тактическом истребителе-бомбардировщике F-111 Aardvark

23 декабря 1974 года, через 5 лет после официального начала разработки, B-1 совершил свой первый полет, а через 2 года команда проекта была награждена престижнейшей для североамериканских авиаторов премией - Collier Trophy

А уже через год, в 1977 году, проект свернули - вполне стандартная история в авиации, если не учитывать наличие уже 4-х прототипов и безаварийных полетов. Разработка столь сложных машин требует значительных ресурсов и времени, но для прекращения разработки достаточно лишь одного из трех факторов:

  1. Появление новых технологий за время разработки
  2. Чрезмерное превышение изначально заложенных затрат и, как следствие, увеличение стоимости самолета и эксплуатации
  3. Политические изменения

А в случае B-1 случилось всё, что только могло произойти (вообще всё):

1. Прогресс в ракетостроении привел к двум закономерным результатам. С одной стороны, появились крылатые ракеты AGM-86 с дальностью полета на порядок превышающее предыдущее поколение, да к тому же способные летать на высотах порядка 200 метров с огибанием местности, что давало возможность установить их на все тот же B-52, чтобы запускать ракеты, не вторгаясь в зону ПВО противника. А раз так, то и не понятно, для чего нужен B-1 со своей способностью быстро летать на малых высотах. Более того, появились ракеты большой дальности и для подводных лодок, что принижало и козырь самих воздушных носителей - маневренности в своем базировании.

С другой стороны, в середине 70-х начинается проработка концепта новейшего бомбардировщика-невидимки Northrop B-2 Spirit. А если B-2 будет невидим для радаров, то зачем вообще какие-либо ухищрения с прорывом ПВО на экстремально низких высотах? К тому же СССР уже разрабатывали МИГ-31, который был предназначен для обнаружения и перехвата в том числе и низколетящих целей.

2. В экономике тоже было сложно - стоимость самолета выросла почти вдвое, до 70 млн$. При этом B-1 был отнюдь не простым самолетом, оснащенным самой передовой электроникой на тот момент, но даже он требовал экипаж в 4 человека - двое пилотов, оператора наступательных систем и оператора систем защитного вооружения. Стоимость самолета с учетом затрат эксплуатации на 20 лет возрастала до 100 млн$, на тот момент это была стоимость порядка 200 ракет AGM-86.

3. Политики тоже не спали - очередные выборы президента в США привели к власти демократов в лице Джимми Картера. Любимая песня демократов - это сокращение военного бюджета, и у них были очень весомые доводы. Картер закрыл программу B-1 и освободившийся бюджет пошел на налоговые льготы бизнесу и поддержку малоимущих на развитие программ баллистических ракет и их носителей (подводных лодок), а также на модификацию флота B-52 для доставки ракет AGM-86.

Казалось бы - всё, финиш! Но на этом история не закончилась - через 4 года прошли новые выборы (внезапно) - и к власти пришли республиканцы в лице Рейгана. К тому моменту СССР успел вторгнуться в Афганистан и США всерьез рассматривали возможность реальной войны в Европе. Довод про стоимость отошел на второй план, политическая обстановка благоприятствовала военным программам, и тут выяснилось, что модифицированный B-52 с новыми ракетами AGM-86 не решает проблемы полностью - он требует слишком длинных посадочных полос, а в Европе таких было мало, что существенно ограничивало мобильность. Аргумент не самый убедительный, но в тоже время разработка невидимки B-2 начала заметно буксовать. Нужно было искать временное решение. И оно нашлось быстро - программу B-1 возобновили, благо распилить прототипы и оснастку еще не успели и даже продолжали проводить экспериментальные полеты. Cтарой программе присвоили шифр B-1A. Новая модификация получила наименование B-1B Lancer.

Было заказано 100 бомбардировщиков B-1B (сейчас в строю находятся 62 штуки). Основные отличия от первоначального проекта:

  • существенно уменьшили максимальную скорость и увеличили ее на низких высотах
  • обновили РЛС и РЭБ. Уменьшили радиолокационную заметность
  • внесли конструктивные изменения, втч модернизировали двигательную установку, что позволило увеличить массу и объем вооружений, номентклатура которых тоже расширилась

А в 90-х появился нюанс - B-1B, после соглашения об ограничении вооружений, перестал быть носителем ядерного вооружения, что довольно странно для стратегического бомбардировщика. При этом у США на вооружении находятся сразу три(!) типа стратегических бомбардировщиков - B-52, B-1B и B-2. Каждый из них разрабатывался как замена предшественнику, а в итоге все они находятся на вооружении и ни один из них списывать не собираются (несмотря на периодические слухи).

Эта история в очередной раз доказывает, что именно политические решения являются ключевыми в мире авиации, часто перевешивая любые рациональные доводы.

Можно возразить - мол, каждый из этих самолетов имеет свои уникальные характеристики (и ценник), а следовательно, занимает свою нишу. Но проблема в том, что в современном мире ядерного паритета, необходимость специализированных ниш стратегических бомбардировщиков для государства с полным комплектом ядерной триады явно сложно объяснить логически. И в этом США не одиноки.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Референсы: