Сегодня мы с вами говорим о запорной арматуре, а конкретно о шаровых кранах.
Устройство шарового крана достаточно просто: он состоит из корпуса, внутри которого расположен шар, через который проходит наша магистраль - то есть жидкость, либо газ; из тефлоновых уплотнительных колец, которые герметизируют наш шар и корпус; и из рукоятки. Рукоятки при этом может быть в виде ручки или так называемой бабочки.
Шаровые краны применяются во всех инженерных системах. Это могут быть системы отопления, системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, холодильные установки и так далее.
Основное назначение шарового крана - это открыть, либо закрыть магистраль, то есть он работает только в двух положениях. Зачастую самая большая ошибка - это применение шарового крана для регулировки магистрали, то есть пропускной способности, за счет поворота ручки где-то посередине. В таком положении шаровый кран применять нельзя и на это есть несколько причин, давайте их разберем.
Когда шаровый кран открыт жидкость или газ могут воздействовать только на боковые части корпуса, и может быть на резьбу. Также они соприкасаются с шаровым элементом и уплотнительными кольцами, и никаким образом не воздействуют на центральную часть корпуса.
Когда же шар у нас перекрыт, то есть мы его закрыли, жидкость или газ могут воздействовать только на одну из частей корпуса и уплотнительное кольцо, а также соприкасаться с закрытым шаровым элементом. В этом случае у нас опять никакого воздействия на центральную часть корпуса жидкость или газ, то есть транспортируемая среда, не оказывается.
Когда же шар поворачивается и оказывается в центральном положении у нас приоткрывается центральная часть корпуса, и давление этой жидкости или газа воздействует также и на центральную стенку нашего корпуса, а она, как правило, у многих производителей достаточно тонка. При этом если в системе возникает гидроудар - она может повредиться и мы затопим помещение. Это и есть первая причина, почему нельзя оставлять шаровый кран в неправильном положении.
Такое зачастую встречается, если установлен радиатор вместе с шаровыми кранами. Когда жарко люди ставят центральное положение шарового элемента, забывают об этом, оставляют, уходят на работу. При этом если какая-то замена радиатора у кого-то из соседей сверху и снизу по стояку, то это может привести к обычной ситуации. При неправильном запуске системы возникает гидроудар, стенка лопается и мы затапливаем кипятком и свое помещение, и все квартиры снизу. Чтобы этого не происходило необходимо шаровый элемент использовать только в двух положениях - то есть либо в закрытом, либо в открытом.
Вторая причина, почему нельзя использовать шаровый кран в центральном положении заключается в том, что транспортируемая жидкость начинает стирать уплотнительные кольца и шаровый элемент перестает закрывать нам магистраль, то есть кран перестает быть запорным. Представьте, что вам необходимо обслужить радиатор, либо поменять, либо почистить или заменить смеситель, а вы не можете перекрыть магистраль. Придется вызвать обслуживающую компанию и сливать стояки, а это опять же деньги.
Третья причина, почему нельзя использовать шаровый кран в среднем положении заключается в том, что вместе с жидкостью в центральную часть также забивается грязь, и шаровый элемент может просто-напросто закиснуть и вы его не сможете уже больше сдвигать. Придется менять весь элемент.
По исполнению шаровые краны бывают с разным цветом ручек: черные, красные, либо могут быть синие ручки. Используются как правило для систем холодного и горячего водоснабжения и отопления. По традиции желтые ручки указывают нам на то, что это шаровый кран, подходящий для газоснабжения. Если это холодное горячее водоснабжение удобно использовать кран и с разным цветом ручки например синий и красный: синий, соответственно, для холодной воды и красный - для горячей. Но при этом совершенно спокойно кран синей ручкой можно также поставить на горячее водоснабжение. От цвета ручки температура эксплуатации совершенно не зависит.
По корпусу шаровые краны могут иметь внутренние резьбы, наружные резьбы, внутреннюю и наружную резьбу. Могут быть выполнены в виде углового элемента, а также иметь быстроразъемное соединение (американку) для того, чтобы было его удобно монтировать.
Корпусы шаровых кранов изготавливаться обычно из латуни, либо никелированной латуни, но существуют также краны, которые изготавливается из за обычной стали - это, как правило, приварные краны.
Диаметры подключения в шаровых кранов - стандартные, с дюймовой резьбой. Это может быть резьба пол-дюйма, три четверти дюйм и так далее. Для больших магистралей используется уже фланцевое присоединение.
Существуют также разновидности по проходному сечению шаровых кранов. Есть, так называемые, полнопроходные краны когда нет заужения внутри, а есть зауженные. Такие краны, как правило, стоят дешевле.
При выборе шарового крана необходимо также учитывать максимальное рабочее давление. Оно указывается, как правило, на корпусе с аббревиатурой PN. Например PN50 означает, что шаровый кран может выдержать максимальное давление 50 бар.
Выбирайте сантехнику с умом!