Евангелие от Луки 99 зач., XX, 1-8
1 старейшинами, 2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? 3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: 4крещение Иоанново с небес было, или от человеков? 5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? 6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. 7 И отвечали: не знаем откуда. 8 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Интрига сегодняшнего евангельского чтения не может не вызывать вопроса: почему Иисус так долго и столь настойчиво держал иудейских духовных лидеров в неопределённости? Почему Он отказывался прямо объявить Себя Сыном Божиим, долгожданным Мессией и Спасителем мира? Разве это честно – постоянно использовать неоднозначные образы, притчи, аллегории – а то и вообще уклоняться от прямо поставленного вопроса?
Но ведь этот вопрос можно и далее расширить: почему Бог не являет Себя явным образом всем людям?
Представляете, как было бы здорово – в один прекрасный день с неба раздаётся громкий, чёткий, понятный глас – «Внимание, внимание! С вами говорит Господь Бог Вседержитель! Кто сомневался в Моём существовании – вот Я, готов ответить на любые ваши вопросы!»… Почему Бог – при всём Его всемогуществе – не использует такой кажущийся безальтернативным способ убеждения людей?
Всё дело в том, что Тот Самый Бог, Которого нам открыл Иисус Христос, абсолютно деликатен и совсем не навязчив. Да, этот образ сильно отличается от того, к которому привыкли иудеи. В их истории Бог – это прежде всего абсолютная Власть и Сила, Которая проявляет Себя так, как хочет – и ни перед чем не останавливается. Если Он захочет – отнимет всё, что угодно. И даже самое дорогое – как это было с Авраамом, Иовом – да и многими другими праведниками. Ему никто не указ. Человеческие представления об этике на Него не распространяются. Он с лёгкостью может уничтожить целые города – как Содом и Гоморру – а то и погрузить целые континенты в пучину морскую – как это случилось при Потопе. И когда иудеи – именно с таким пониманием Бога – спрашивают Иисуса – Кто Ты такой? – они бессознательно провоцируют Его причинить им сильнейшую боль: ведь если Иисус на самом деле – Мессия – им уже не сдобровать!
Но на такие манипуляции Спаситель не поддаётся. Он пришёл не для того, чтобы загнать человечество в ещё больший невроз безысходного религиозного страха. На Кресте Он явит миру нечто совершенно иное, никем не ожидаемое, просто невероятное: Бог есть Любовь, и свидетельство подлинности этого утверждения – Сын Божий, добровольно отдавший Себя на Крест ради спасения человечества. В том числе и тех, кто Его предал. Кто Его осудил. Кто Его приколачивал. Кто Его, обнажённого и беспомощного, оплёвывал и высмеивал. Кто Ему и после Воскресения не поверил.
Потому что только настоящая любовь умеет ждать. Без укоров и претензий. Без подталкивания в спину. Умеет просто быть рядом – ненавязчиво, скромно – но и неотступно.