Найти тему
The CREATOR

Инструкция: Как монтировать звук (голос) в подкасте?

Привет всем! Сегодня подкасты набирают большую популярность, и наверняка у многих появлялись мысли о том, чтобы записать свой подкаст.

В сети много инструкций о том, как сделать подкаст, но когда речь заходит о монтаже, там лишь ограничиваются стандартными фразами “смонтируйте звук в одном из аудиоредакторов”, но как правильно смонтировать звук, красноречиво умалчивают.

В сети также есть инструкции по работе с аудио редакторами, но они не заточены под создание именно подкастов, а просто рассказывают про обработку голоса.

Я решил собрать свой опыт и поделиться им в этой статье. Меня зовут Александр Козлов, я продюсер и руководитель подкаст студии “Послушайте!” из Екатеринбурга.  За 2020 год я смонтировал более 50 подкастов, много вещей понял на своем опыте и сейчас поделюсь ими
с вами.

Сразу оговорюсь, что эта статья для новичков. Я объясняю здесь самые основы монтажа подкастов, чтобы человек который никогда этим не занимался смог получить готовый продукт.

Итак, погнали!

Что такое монтаж подкастов?

Важно понимать, что в монтаже подкаста есть 2 основных блока.

  1. Работа с содержанием: когда мы редактируем именно смысловое наполнение подкаста
  2. Работа со звуком. Тут мы работаем с тем, как это звучит.

Оба блока важны, и конечно в идеале ими должно заниматься 2 разных человека – редактор и звукорежиссер (мы в студии стараемся делать так). Но если у вас нет таких ресурсов – ничего страшного. Самостоятельно вы тоже сможете достичь вполне приемлемого результата.

В какой программе монтировать?

Программ для монтажа существует великое множество, и каждый найдет подходящую для него. Я бы обозначил три наиболее популярных: Audacity, Adobe Audition и Reaper

Разберем эти программы чуть подробнее.

  1. Audacity – простая программа, есть основные функции, БЕСПЛАТНАЯ (!) Вы можете легко скачать её в интернете. Если вы не планируете становиться профессиональным монтажером выбирайте её. Программу можно освоить довольно быстро, и нужды подкастеров она будет покрывать на 95%  РЕКОМЕНДУЮ ВЫБИРАТЬ ЭТ ПРОГРАММУ!

В дальнейшем, мы будем разбирать технические моменты именно на примере Audacity.

  1. Adobe Audition – более продвинутая программа с широким функционалом. Если вы хотите погружаться в монтаж подкастов с головой, можно начинать осваивать её. Программа платная.
  2. Reaper – тоже хорошая программа с основным набором функций, и несложная в освоении. Но я сам в ней не почти не работал, поэтому мало что могу сказать про нее.

Окей, программу мы выбрали. Что дальше?

БЛОК 1. Редактируем содержание

Редакторская работа занимает больше всего времени. Как правило, на это может уходить и 1-2 дня.

Итак, работа редактора заключается в следующих моментах

а) Нужно убрать весь “мусор” из подкаста. Что это такое? То, что очевидно не нужно для прослушивания. Различные кашли, эканья, взодхи. Какие-то моменты, когда человек очевидно заговаривается, когда человек долго молчит. Можно вырзать слова-паразиты. Со временем вы научитесь сразу замечать лишнее и вырезать. (Как вырезать с технической точки зрения – куда нажимать и.т.д, расскажу чуть позже)

б) Убираем смысловые повторы. Что это такое? Когда человек несколько раз говорит одно и тоже разными словами.

Например: В этом подкасте я хочу рассказать вам о редактуре подкастов. Редактура подкастов это когда мы, ну вырезам все лишнее из подкаста, то есть редактируем его как текст, как статью. Мы берем и удаляем из подкаста все, что может отвлекать от основной сути. Вот об этом я и буду говорить в сегодняшнем выпуске.

Вообще, эту фразу можно сократить до простого: В этом подкасте я хочу рассказать вам о редактуре подкастов.

Можно оставить небольшое пояснение.  С другой стороны, если  подробное объяснение это художественный прием, то его можно оставить. Подумайте, что вы хотите этим показать – возможно это как-то характеризует говорящего, или имеет важное значение для истории. Например, когда речь идет о какой-то волнительно истории и человек начинает заговариваться, но через это передается волнение героя. В таком случае, возможно стоит оставить.

В общем, вы научитесь определять это после того, как по монтируете какое-то время.

в) Меняем местами смысловые куски, добавляем что-то записанное отдельно.

Иногда, важный вопрос с которого вы хотели начать прозвучал в конце, и вы хотите поставить его в начало. Или, вы забыли записать какой-то важный кусок и вам нужно добавить его к подкасту – приветствие или заключение. Это тоже работа со смыслом.

Для того, чтобы работать со смыслами, нужно переслушать подкаст несколько раз. Каждый раз вы будете находить что-то, что ускользало от вашего внимания раньше.

БЛОК 2. ТЕХНИЧЕСКИЙ

Инерфейс Audacity выглядит следущим образом. У меня макбук, поэтому он может немного отличаться от Windows

Скрин интерфейса
Скрин интерфейса

Здесь я обвел 3 основные кнопки.

Кнопки "выделение" и "перемещение" нужны для работы с содержанием (редактурой).

Скрин с открытыми файлами
Скрин с открытыми файлами

Таким образом выглядят аудиодорожки с файлами. Чтобы открыть файл – можно просто перекинуть его в окошко программы из папки или рабочего стола, или открыть стандартным образом  – через меню Файл>открыть

Голубым цветом выделен кусок файла с помощью инструмента "Выделение" – можно выделять нужные куски и удалять их. По сути это и есть основа редакторской работы – вы внимательно слушаете, и удаляете лишнее.

Кнопки "ТИХО" и "СОЛО" помогут вам не запутаться в дорожках. Кнопка ТИХО, выключает звук на дорожке. А кнопка соло выключает звук на всех дорожках кроме выбранной. Дорожки нужны для того чтобы подставить джинглы и перебивки (вступительные мелодии/музыкальные отбивки)

Инструменты для оборочки звука
Инструменты для оборочки звука

Для обработки звука будем использовать инструменты из меню эффекты

Нам пригодятся эффекты нормализация и компрессор.

С помощью нормализации можно увеличить громкость записи. Причем, работает этот инструмент не совсем линейным образом. Вы вводите в окошко значения от 0 до -Х, где Х любое число. Как правило, если вы хотите увеличить громкость, используйте значения от -6 до -3, в некоторых случаях можно использовать и -2, и 0. А если вы хотите сделать запись тише, используйте значения от -8 до -12.

-5

В целом, старайтесь чтобы общая громкость вашей записи доходила до -6

Отслеживать общую громкость можно по зеленой шкале в правом верхнем углу:

-6

Компрессор – это инструмент, который делает самые громкие места записи чуть тише, а самые тихие чуть громче. За счет этого запись звучит более однородно. Я выставляю такие настройки:

-7

Помните, что важно чтобы громкость записи была более-менее однородна. Т.е не было слишком тихих или слишком громких кусов.

Также стоит обратить внимание на такие инструменты как подавление шума (в меню эффекты) и замена тишиной.

Подавление шума – убирает фоновый шум. Выделяем образец шума, а затем нажимаем убрать шум.

А замена тишиной позволяет добавлять паузы в подкаст. Может пригодиться для перебивок.

Заключение

Конечно, в одной статье охватить все тонкости монтажа подкастов невозможно. Я постарался указать основные векторы и базовые принципы, на которых строится монтаж и редактура подкастов.

Если у вас остались вопросы, ИЛИ ВАМ НУЖНА ПОМОЩЬ В МОНТАЖЕ – пишите мне на почту с любыми вопросами или предложениями haruspex9@gmail.com