В книге рассказывается об обществе победивших PR-менеджеров и маркетологов над здравым смыслом. Дистопия очень похожая на "Склад. The Warehouse" но в жанре сатиры с предельно жёсткими шутками.
Аннотация от издательства
Петер Безработный живет в QualityLand, в Стране Качества. Он утилизатор машин с искусственным интеллектом. Его жизнь подчинена Системе. Компьютеры решают, что ему покупать, кого любить, за кого голосовать. Потребительская утопия. Петер плыл по течению, пока дрон самой успешной компании в мире - TheShop, не доставил ненужный ему товар - секс-игрушку в виде розового дельфинчика. Петер решает ее вернуть, но есть единственная проблема: сделать это - значит доказать ошибочность работы совершенного алгоритма и поставить под сомнение сам принцип существования Страны Качества.
QualityLand, первая книга Марка-Уве Клинга, переведенная на русский язык, - это блестяще умная сатира в традициях Курта Воннегута, Дугласа Адамса и Джорджа Оруэлла, которая предлагает пугающий и слишком смешной взгляд на ближайшее будущее, в которое мы мчимся быстрее, чем хотим признать. Так зачем же медлить дальше? Интернет-магазин TheShop уже знает, что вам понравится!
Суть (для ленивых)
Большие компании с помощью Интернета и кучи сервисов стали управлять людьми. Радостное правительство Германии проводит ребрендинг страны и отдаёт на откуп сервисам, алгоритмам и андроидам управление человеческим обществом. Главный герой пытается пойти против системы и вернуть в сервис The Shop не нужный ему и присланный по преднамеренной ошибке розовый вибратор в виде дельфина.
Для ещё более гротескного эффекта в книге присутствуют сексдроид импотент, дрон-квадракоптер с боязнью полётов, дроид-писательница с рефлексирующим сознанием, планшет-коммунист и много других колоритных персонажей.
Стоит читать всем любителям сатиры.
Строго не рекомендуется к прочтению тем, кто ищет серьёзную дистопию. Для этого лучше почитать тот же "Склад".
Выводы и содержание
- Если человечество не прекратит создание ИИ, то оно может прийти к тому, что называется"Deus Ex Machina" (т.е. создание Бога из машины).
- Возможны три сценария при этом. Новому Богу мы будем безразличны, симпатичны или он нас возненавидит. Ни один из сценариев не является положительным для человека.
- Суперинтеллект может родиться как в застенках компании, так и в гараже у какого-нибудь программиста любителя.
- Человек часто живёт в придуманном мире. Причём придумывает он его не сам. За него это делают окружающие.
- И хорошо, если тебя ни с кем не перепутают. Иначе ты можешь проживать не свою жизнь без права выбора. Ведь общество за тебя определило твою судьбу самостоятельно.
- Как бы ты не пытался, но постепенно будешь становиться таким, каким видит тебя общество. Ведь тебе будут каждый день повторять одно и то же.
- Предыдущий пункт в свою очередь создаёт вокруг человека информационный пузырь, который он принимает как норму, ведь другого выбора ему никто не давал.
- Идеальный для капиталистов мир является антиутопией для потребителей. Ведь цель бизнесменов (особенно в Сети) является оставить одну лишь кнопку "ОК" и создать сервис, который сможет диктовать что, как, где и когда делать.
- В идеальном мире капитализма человека судят исключительно по потенциальной покупательной способности. Скажем при ДТП не выгодно сбивать пусть и престарелого, но платежеспособного человека. Выгоднее сбить бедняков, которые не могут потратить столько денег.
- Продажи становятся эффективны как только человек попадает в информационный пузырь. По сути, алгоритмы подбора контента не дают человеку выбора. Они решают за него, что смотреть. Таким образом можно формировать мнение у людей. Так же можно формировать и списки (рекомендации) к общению в социальных сетях. Тогда человек будет общаться с людьми у которых сформировался похожий по сигнатуре информационный пузырь и будет считать, что такого мнения на вопрос Х придерживаются все. Иными словами расисты будут считать всех расистами и приверженцами идей Третьего Рейха. Гомосексуалисты будут верить, что большая часть поддерживает однополые отношения и т.п.
- Что интересно - наименее выгодно выглядят в этом контексте либералы и люди с девиациями. У них не вырожденного мнения на вопросы, следовательно их информационный пузырь будет фактически пуст.
- Человека можно заставить жить любой жизнью. А так же верить во что угодно. Вопрос устремлённости и методов.
- Секс и порнография - лучшие рекламные средства. На второй месте дети. На третьем - ЧСВ людей.
- Большие компании всегда всё будут отрицать. Любой "негатив" они будут пытаться представить как позитивный опыт.
- Очень полезно иметь в своём багаже боевого робота для ведения действий в сложных условиях.
- Сегодня люди при публичных выступлениях опираются не на аргументы или факты, а на харизму и эмоциональную составляющую спикера. Даже если он несёт полный бред.
- Обыватели склонны поддаваться эффекту толпы. За счёт него можно продать что угодно и внушить любую дичь.
- Люди чаще всего не готовы слушать что-то умное. Они хотят слушать эмоциональное, весёлое или хотя бы смотреть на софт-порно.
- Предыдущий пункт действует не на всех.
- В то же время, мало людей которые могут всегда быть серьёзными.
- Ошибка идентификации профиля - может стать проблемой будущего.