Найти в Дзене
Кладовая Клио

Петиметры - стиляги Галантного века

Убеждение в том, что стиляги, безоговорочно следующие модным веяниям, – явление только XX столетия, неверно. В первой трети галантного и легкомысленного века XVIII, когда Российская империя уже двигалась по западному пути развития, в ней появилась совершенно особая порода людей – так называемые петиметры.

Наследники Фронды

Как и все на свете, эти модные веяния не возникли из воздуха. Российские щеголи вместе с названием унаследовали свою концепцию от французских фрондеров XVII столетия.

Во времена Фронды (антиправительственных выступлений во Франции) петиметрами (от французского petite maitre – «господинчик») именовались сторонники принца Конде.

Восстание подавили, а противники королевской власти превратились в обычную золотую молодежь, модных прожигателей жизни.

Над ними насмехались в сатирах и комедиях, сам великий Мольер посвятил им свою пьесу «Смешные жеманницы», а как известно, именно смеясь, человечество расстается со своим прошлым.

Иллюстрация к "Смешным жеманницам" Мольера
Иллюстрация к "Смешным жеманницам" Мольера

То, что подняли на смех, казалось бы, должно вскоре исчезнуть в забвении, но странная мода миновавшего столетия вернулась на подмостки истории в следующем веке в другой стране.

В российский обиход словечко «петиметр» официально ввел в 1750 году Александр Сумароков в своей комедии с говорящим названием «Чудовищи».

С этого момента российская драматургия и журналистика с большим удовольствием насмехались над вертопрахами и вертопрашками (другое название русских петиметров мужского и женского пола), разбирали по косточкам их безоглядное следование моде и бессмысленную погоню за неким заграничным идеалом.

Однако поклонение петиметров перед Европой было вполне обосновано политически.

Петр I, прорубивший "окно в Европу"
Петр I, прорубивший "окно в Европу"

Отцы российских недорослей волей Петра I были направлены в сторону европейского развития, а потому вовсе неудивительно, что их дети сделались последовательными поклонниками европейской (большей частью – французской) культуры.

Само собой, лучше всего в этом контексте воспринимались самые простые проявления европейского: мода, легкая музыка, простенькая поэзия и лишенная изысков литература.

Той части российского общества, которая еще не осознала масштаб постигшей страну эпидемии, суть новой молодежной «религии» в сатирическом издании «И то и се» разъясняли так:

«Петиметр значит…вертопрах, или такой человек, который ни о чем больше не думает, как только одеться по правилам моды…Что бы кто ни сделал и какую бы ни выкинул моду, ничто-то от глаз петиметрских не скроется, он все переймет и через минуту будет иметь у себя, ибо подражает всему без разбора».

Щегольский этикет

Жизнь того, кто решался следовать заповедям вертопрашества, была расписана с утра до поздней ночи. Истинному петиметру полагалось проснуться утром как можно позже, отведать чашечку модного шоколада либо других кулинарных новинок и затем на несколько часов погрузиться в создание модного образа.

-4

Любопытный факт: мода той эпохи не делала больших различий между мужчинами и женщинами – и те, и другие самозабвенно притирались, пудрились, румянились, «строили прически», лепили на лицо мушки и выбирали пристойные для выхода цвета туалетов.

Только нарядившись наилучшим образом, щеголь мог отправиться с визитами. Чаще всего он отправлялся в гости к таким же, как и он сам, вертопрахам или вертопрашкам.

Посещения совершались главным образом для того, чтобы обменяться последними сплетнями, скандальными новостями либо пущенными кем-то в обиход любовными виршами (стихами) и остротами.

-5

Попутно жеманницы вовсю флиртовали с петиметрами, а те отпускали комплименты и высматривали даму, с которой можно было завести интрижку. Вечерние часы в расписании щеголей отводились для амурных свиданий, опустошения модных лавок, посещения театров и балов.

Любовные отношения в среде модников случались постоянно, однако почти всегда прекращались так же скоро, как и завязывались. Относиться к романам серьезно считалось неприличным и недостойным настоящего вертопраха. А верность в любви и соблюдение светских приличий могли разве что насмешить его.

Легкомысленное отношение петиметров к чувствам превращало и семейную их жизнь в подлинный фарс. Модные веяния предписывали супругам проживать на двух разных половинах дома, встречаясь разве что за трапезой единожды в день.

Жена-вертопрашка должна была привечать у себя бессчетное количество воздыхателей, оказывая всем им самые рискованные знаки внимания. А щеголь-муж часто содержал так называемую метрессу, то есть официальную любовницу.

При этом супружеская чета не имела друг к другу ни малейших претензий и вполне удовлетворялась сложившимся положением вещей.

Модные страдания

Больше всего хлопот приносила петиметрам вечно меняющаяся мода. Уследить за новейшими идеями, тонкостями и деталями и без того было непросто, а досконально следовать им оказывалось и того сложнее. Чтобы поддержать на должном уровне щегольское реноме, дамы и кавалеры не щадили ни сил своих, ни здоровья.

Например, чем уже и меньше размером была нога, тем более она соответствовала моде. Сделаться модником в этом случае было просто: следовало надевать обувь на размер, а то и на два меньше, чем обычный.

Но вот беда, ходить в несоразмерной обувке приходилось с утра до вечера, в результате несчастные модники и модницы претерпевали ужасные страдания.

-6

Еще больше беспокойства петиметрам (особенно дамской их части) доставляли прически. Хотя работа куаферов (парикмахеров) стоила неимоверно дорого, все равно желающих нанять мастера всегда оказывалось больше, чем самих мастеров.

Поэтому в преддверии важных праздников или балов некоторые дамы получали свои прически за несколько дней до торжества, и потом всеми силами старались сохранить парикмахерское творение, даже спали, сидя в креслах.

«Строительство» куафюры занимало не менее 2-3 часов, и все это время парикмахер трудился без передышки.

На голове дамы размещался проволочный каркас, волосы зачесывались вверх вокруг этой основы, а чтобы сооружение держалось, его основательно смазывали помадой или жиром (на прическу шло до килограмма такого «закрепителя»). Затем куафюра запудривалась и украшалась внешними деталями в соответствии с модой.

Добыть для гардероба модную вещицу также стоило немалых трудов, ведь собственного производства необходимых новинок в России могло и не быть, а количество товара в модных лавках ограничивалось таможенными правилами ввоза «предметов роскоши» в пределы империи.

Мало того, что достать, как теперь говорится, по-настоящему «брендовую» одежду и аксессуары было дорого и непросто. На пути к совершенству модников подстерегала еще одна напасть: детали с трудом достигнутого модного образа имели свойство портиться.

Так жир и помада в изысканных куафюрах прелестниц, прогоркнув, издавали изрядный смрад, а внутри причесок вольготно располагались вши и блохи.

Днем бороться за свежесть наружности приходилось с удвоенной силой. Чтобы приглушить нежелательные ароматы, использовались благовония с сильными запахами, так что о приближении жеманницы можно было догадаться задолго до ее появления.

А избавиться от зуда, вызываемого «прической второй свежести» можно было с помощью костяной палочки-граттуара. Она позволяла непринужденно чесать в голове, не привлекая особого внимания окружающих.

-7

Вообще, «блеск и нищета» создавали порой в обиходе петиметров чудовищный диссонанс. По свидетельству мемуаристов, блестящий франт в шитом золотом камзоле мог иметь грязный, нечесаный парик.

Вертопрашка, чьи пальцы были унизаны драгоценными перстнями, не заботилась о чистоте ногтей, а надев платье, сшитое по последней моде, не трудилась вымыть шею.

Больше того, модникам, облаченным в шелк и кружева, случалось передвигаться по городу в старых экипажах, запряженных едва живыми клячами.

Скверный анекдот

Едва XVIII век ушел в прошлое, со страниц истории исчезли и петиметры. Это легкомысленное, презирающее российскую действительность племя, не умело ни вести дела, ни устраивать семейную жизнь, а потому так и сгинуло, не оставив никакого следа в будущем.

Потомкам остались от них только презрительные отзывы современников, превратившие явление вертопрашества в скверный анекдот Галантного века.

Так ученый-энциклопедист Андрей Болотов в своих дневниках высказывался о петиметрах категорически:

«Сии люди испорчены, наполнены одним ветром, живут в роскоши, ни о чем не думают, как о мотовстве, модах, играх и удовольствии испорченных склонностей».

Обер-гофмейстер Екатерины II и директор императорских театров Иван Елагин высмеивал в «Сатире на петиметра и кокеток» щеголя, который старается «следуя обычаям французским, быть в посмеяние разумным людям русским».

Иван Елагин
Иван Елагин

Дожившие до нового века стареющие модники и щеголихи в глазах новых поколений представляли собой зрелище жалкое и комическое, персон, чьи абсурдные привычки почти всегда закономерно доводили их до нищеты и забвения. Достойной эпитафией вертопрашества в России могут послужить анонимные стихи:

«Под камнем сим лежать был должен петиметр,

Но прежде, нежели зарыли в землю тело,

Оно уже истлело:

Один остался прах, и тот развеял ветр».

Екатерина Кравцова