Святые Отцы источником всех грехов называют эгоизм или себялюбие.
Святитель Феофан Затворник замечает: «Если есть самолюбие – есть и все остальные грехи» (свят. Феофан Затворник "Любовь - венец жизни христианской")
Преп. Паисий Святогорец, подчеркивает, что христианин не может быть эгоистом, ибо тогда удаляется и от Бога, и от людей, нарушая главнейшую заповедь Любви.
Апостол Павел подчеркивает в Послании к Коринфянам важность именно святой любви выше всех других даров Христовых:
«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто».
Апостол указывает и на характер такой любви: святой, а не эгоистичной, дарующей, а не ищущей выгоды.
Христианство отличается от всех иных духовных движений и религий именно этим Христовым даром – Любви. Именно это делает христианство самым популярным движением и религией в мире.
Ибо работа со страстями и помыслами есть и в других практиках , оккультность, мистика, сверхъестественное, чудеса есть, нравственные заповеди есть, познание себя и мира есть. А любовь Святая Божья показана Христом, подчеркнута в христианстве и, именно, как спасительная.
Если в светской социальной этике эгоизму противопоставляется альтруизм, то в христианской - любовь к Богу. Ибо она альфа и омега любви. Нельзя любить по-настоящему, свято, не стяжав этого дара от Бога. Покаяние перед Богом в себялюбии и эгоизме, честное, с осознанием, исцеляет от этого греха и открывает Любовь Божью.
Альтруизм часто бывает бессмысленным служением совокупному эгоизму других людей и подавлению себя: конформизмом, полезависимостью, человекоугодничеством.
Добра и мудрости Божьей в этом нет. Вся несчастная плотская любовь - в этом.
И порой, безбожные альтруисты, терпят большое фиаско любви в жизни и впадают в куда больший, мега эгоизм. Они отдают свою любовь эгоистам и ничего не получают взамен. Их плотскую и душевную любовь просто «съедают» другие: используют и выбрасывают.
Любовь к Богу и Любовь Бога другая. И она, и только она, есть противоположность греху эгоизма.
Не светский альтруизм, а любовь к Богу и Любовь Бога.
Преп. Иоанн Лествичник подчеркивает важность мотива любви к Богу над другими мотивами.
Отрекшийся от мира из страха подобен фимиаму, который сперва благоухает, а после оканчивается дымом.
Оставивший мир ради воздаяния подобен мельничному жернову, который всегда одинаково движется;
а исшедший из мира по любви к Богу в самом начале приобретает огонь, который, быв ввержен в вещество, вскоре возжет сильный пожар (преп. Иоанн Лествичник. Лествица, Слово 1, § 13)
Трагедия людей, как любящих мир, так и оставляющих его, но не имеющих любви к Богу, именно в этом.
Преподобный Серафим Саровский замечает, что было немало людей, продававших имения, делавших добро всем людям подряд (без разбора и разумения), служивших эгоизму других и человеко угодничеству, но так и не обретших мира Божьего в душе.
Потому что, подчеркивает святой Серафим, все совсем наоборот: сначала стяжать мирный дух, мир с Богом (молитвой как Богообщением, постом как воздержанием от худого, мудрым покаянием, жизнью Богоугодной), а потом Он мудро подскажет, что делать и как.
Посему, противоположностью греху эгоизма, как зацикленности на себе, или другой крайности этого греха - безбожному альтруизму, как человекоугодничеству и конформизму, служению эгоизму других, в духовно христианской жизни является Любовь к Богу, альфа и омега всего.