Найти тему
Рядовой Имярек

Хроника реального воздушного боя!

Оглавление

В качестве пролога к этой публикации будет приведена кино-хроника реального воздушного боя немецкого истребителя Bf 110 G2 и среднего советского бомбардировщика ДБ-3. Точная дата не известна, но думается, что в самом начале войны 1941 года. Съемка, зафиксированная немецким фото-пулеметом, прилагалась в качестве фильма-пособия для курсантов Люфтваффе:

Эта статья - небольшое, но важное дополнение 2-х других статей (из 5-ти серийного цикла расследования) на канале "Рядовой Имярек" - если вы их не читали - рекомендую вам с ними ознакомиться (ссылка будет в конце статьи).

В 1-й статье цикла был описан реальный воздушный бой от участника событий - штурмана ДБ-3Ф - капитана, Квасова Андрея Ивановича. Так что, видео, показанное выше, имеет реальные биографии, с описанием подвига реальных героев!

Командир эскадрильи 212 дбап и ведомый звена 30 июня 1941 года - ст.лейтенант, Вдовин Виктор Николаевич (погиб смертью храбрых при выполнении боевого задания).
Командир эскадрильи 212 дбап и ведомый звена 30 июня 1941 года - ст.лейтенант, Вдовин Виктор Николаевич (погиб смертью храбрых при выполнении боевого задания).
Карточка братского захоронения Вдовина В.Н. возле совхоза им. Ленина, расположенного около дороги Бобруйск - Минск.
Карточка братского захоронения Вдовина В.Н. возле совхоза им. Ленина, расположенного около дороги Бобруйск - Минск.

Выше представлена карточка братского захоронения военных летчиков, погибших под Бобруйском 30 июня 1941 года, включая ст.лейтенанта Вдовина В.Н. В братской могиле значится 19 человек за 30 июня, включая 9 - неизвестных. Памятник установлен в 1966 году.

ДБ-3Ф (фото из открытых источников в интернет)
ДБ-3Ф (фото из открытых источников в интернет)
Экипаж разбившегося ДБ-3Ф (слева-направо): штурман, стрелок-бомбардир, командир корабля, фото стрелка-радиста отсутствует. Выжили после боя: Квасов и Ищенко.
Экипаж разбившегося ДБ-3Ф (слева-направо): штурман, стрелок-бомбардир, командир корабля, фото стрелка-радиста отсутствует. Выжили после боя: Квасов и Ищенко.

Во 2-й статье была описан воздушный бой и показаны фрагменты постановочных кадров воздушного боя с фото-пулемета истребителя. Не так давно мною был найден оригинальный фрагмент воздушного боя.

По этому фрагменту становится приблизительно понятным, почему из 4-х членов экипажа первыми часто погибали стрелок-радист и стрелок-бомбардир.

Предлагаю вниманию реальные кадры исторической кинохроники - воздушного боя ДБ-3Ф с немецким истребителем Мессершмитт Bf.110. Дата, локация съемки, членов экипажа нашего самолета - пока не известны. Возможно [если удастся] по номеру записи фильма, восстановить больше информации по персоналиям и выйти на фамилии наших летчиков сбитого бомбардировщика ДБ-3.

Кадры боя были случайно обнаружены при просмотре трофейного фильма подготовки пилотов люфтваффе и содержат многочисленные кадры с примерами атак на самолеты разного типа: русские, американские и английские (Consolidated B-24 Liberator, Boeing B-17 Flying Fortress, Mustang, Thunderbolt, но в конце хроники встретился и один наш DB-3).

Фото-пулемет - это кино-камера, установленная в кабине пилота истребителя или бомбардировщика и включающая запись в момент атаки цели - вручную или автоматически. К сожалению, на советских боевых самолетах к началу войны, оснащение такими фото-пулеметами массово не практиковалось.

Стоит отметить, что кадров боевой хроники с фото-пулеметов до наших дней сохранилось совсем не много. Не известно, хранится ли в архивах отечественная советская кинохроника воздушных боев, хранятся ли аэро-фотоснимки - или все материалы были утрачены/уничтожены за сроком истекшей давности? А может эти материалы "догнивают" в закрытых бобинах на полках отечественных военных ведомств, до сих пор оставаясь не оцифрованными.

Трофейный немецкий фильм-пособие для подготовки пилотов Люфтваффе.
Трофейный немецкий фильм-пособие для подготовки пилотов Люфтваффе.
Die Aufnahmen
zeigen Angriffe auf Kampfflugreuge.
sowie
Luftkämpfe zwischen Jägern
Die eingeklammerten Zahfen geben die von
den einzelnen Flugzeugführern geschützten
Entfernungen an

Съемка показа атаки истребителей на самолеты
такие как [против учеников?]
Цифры в скобках обозначают дистанции... [кто разберет текст на немецком и поможет перевести в точности? - напишите, пожалуйста, в комментарии].

20. Атака, Фильм №9999
20. Атака, Фильм №9999
film Nr. 9999
20.Angriff
Bf 110 G2 - DB 3
Anflug: Von hinten
Anfangsenentfernung: 1000 m
Abgang: 100 m

20. Атака Bf 110 G2 - DB3
Подход: сзади
Начальное расстояние: 1000 м
Выход: 100 м

фильм № 9999

Ниже показана раскадровка записи с фото-пулемета с немецкого истребителя-штурмовика Bf 110 G2

Раскадровка воздушного боя, снятая на фото-пулемет.
Раскадровка воздушного боя, снятая на фото-пулемет.

На 1-м кадре видим контуры самолета, отдаленно напоминающие наш бомбардировщик ДБ-3 . Верхняя и нижняя турели не видны на фото (оно низкого качества). Немец расстреливает с безопасного расстояния (1000 м) стрелка радиста и вероятно стрелка-бомбардира (верхняя и нижняя огневые точки ДБ-3) - сопротивление истребителю уже оказывать некому, поскольку ответных трасс в сторону немца не наблюдается. На 2-м, 3-м и 4-м снимке отчетливо видны трассы пулеметов истребителя-штурмовика Bf 110 G2, который зашел сзади и находится в безопасной (мертвой) зоне для обстрела. На 5 и 6 снимке видим возгорание топлива. Наш самолет падает...Длительность боя - 36 секунд.

Светлая память и низкий поклон всем нашим летчикам героям с наградами и без наград, отдавшим свои жизни за Родину и за наше мирное небо над головой!

Истребитель против бомбардировщика

Мессершмитт Bf.110 — двухмоторный тяжелый истребитель на службе Люфтваффе во время Второй мировой войны, в дальнейшем был переквалифицирован в истребитель-бомбардировщик и ночной истребитель
Мессершмитт Bf.110 - фото из википедии
Мессершмитт Bf.110 - фото из википедии
ДБ-3 (ИЛ-4) — дальний бомбардировщик («сигара»). Модификация ДБ-3Ф на службе серийно с 1940 года.
Стрелок- бомбардир отсутствует на фото.
Стрелок- бомбардир отсутствует на фото.

Нюансы истории создания ДБ-3

В 1940 году самолёты ДБ-3 вступили в боевые действия с финнами и показали большую сложность в эксплуатации, высокую аварийность, недостаточное оборонительное вооружение и целый ряд других недостатков. Это подстегнуло работы наших инженеров над глубокой модернизацией машины, в дальнейшем получившей обозначение ДБ-3Ф (или Ил-4).

К началу Великой отечественной войны далеко не все ДБ-3Ф были оборудованы нижней огневой точкой, да и верхняя турель оставляла желать лучшего. Самолёты срочно дорабатывались, ввели четвёртого члена экипажа, что сместило центровку ещё более к хвосту и ухудшило устойчивость.

Количественный состав самолетов бомбардировщиков ДБ-3 по дальнебомбардировочным авиа-полкам можем видеть ниже:

Количественный состав самолетов ДБ-3/ДБ-3Ф в войсках к началу войны 22 июня 1941 г.
Количественный состав самолетов ДБ-3/ДБ-3Ф в войсках к началу войны 22 июня 1941 г.

Только во вторую половину войны ДБ-3Ф стали применяться по прямому предназначению, для бомбовых ударов в тылу противника, что существенно снизило боевые потери.

Спасибо, если дочитали статью! Поддержите, пожалуйста, тему лайками и поделитесь этой публикацией в интернет! Чем больше людей узнает о подвиге наших героев, тем лучше мы сохраним эту память для потомков и приумножим свои познания в эпизодах истории Великой Отечественной Войны. Спасибо!

---> ссылка на 1 часть

---> ссылка на 2 часть

---> ссылка на 3 часть

---> ссылка на 4 часть

---> ссылка на 5 часть

Друзья, если Вам понравилась эта статья, поставьте, пожалуйста, лайк Рядовому, поделитесь этой статьей в соц.сетях! А если Вам очень понравилось - подпишитесь на канал "Рядовой Имярек", чтобы не пропустить ничего интересного!

Вы можете поддержать автора канала символической помощью. Собранные деньги пойдут на покупку исторических фото-документов или их проф. перевод!