Найти тему
Капля. Центр

Почему промышленный уральский город Алапаевск стал известен как голгофа?

В одном из предыдущих постов я рассказала об Алапаевске, как промышленном городе с железоделательным заводом и центром Алапаевского горного округа, которым несколько лет руководил отец композитора Петра Ильича Чайковского (об этом тоже писала ранее).

Сегодня Алапаевск наиболее известен как один из пунктов туристического проекта «Императорский маршрут», который начал осуществляться под эгидой Министерства культуры Российской Федерации совместно с Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество».

Карта с официального сайта проекта "Императорский маршрут"
Карта с официального сайта проекта "Императорский маршрут"

Цель проекта «Императорский маршрут» — возрождение основ историко-культурной и духовной составляющей России, ее достижений в период правления династии Романовых.

Алапаевск хранит память о последних днях представителей Российского императорского дома, названных позже «алапаевскими мучениками».

Великий князь Сергей Михайлович Романов (внук Николая I),
состоявший у него на службе Фёдор Семёнович Ремез,
князь императорской крови Иоанн Константинович,
князь Константин Константинович (младший),
князь Игорь Константинович,
князь Владимир Павлович Палей (внук Александра II),
Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова,
крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Алексеевна Яковлева.

В Алапаевске сохранился железнодорожный вокзал города, куда 20 мая 1918 года привезли под охраной «алапаевских узников».

Почему Алапаевск? Дело в том, что здесь у большевиков были очень сильные позиции и большая поддержка. Алапаевск вошел в историю тем, что 8 марта 1905 года здесь был создан первый в России Совет рабочих депутатов.

Отряд Красной гвардии алапаевских рабочих во главе с военкомом Ефимом Соловьевым перед отправкой на Дутовский фронт (1918 год). Фото с ресурса m.russiainphoto.ru
Отряд Красной гвардии алапаевских рабочих во главе с военкомом Ефимом Соловьевым перед отправкой на Дутовский фронт (1918 год). Фото с ресурса m.russiainphoto.ru

Узников поселили в Напольную школу, где прошли их последние два месяца их жизни. Говорят, что школу назвали так оттого, что сразу за ней шли поля.

Напольная школа Алапаевска, место заточения "алапаевских узников". Фото из интернета
Напольная школа Алапаевска, место заточения "алапаевских узников". Фото из интернета

Всех князей разместили по разным классам школы. Первое время после прибытия ссыльным разрешалось ходить по городу в сопровождении охранников-красногвардейцев и членов местного Совета, отправлять телеграммы и письма на почте, ходить на рынок, посещать библиотеку и службы в Свято-Троицком соборе или Екатерининской церкви, общаться с горожанами. В напольную школу жители города приносили молоко, ягоды, а также играли в футбол с молодыми Князьями.

Но спустя месяц условия содержания были изменены: запретили прогулки по городу, посещение храмов, переписку, покупку продуктов на рынке, ограничили продовольственный паёк, конфисковали всё имущество, оставив только носильное платье, обувь и две смены белья.

Связано это было с тем, что из Екатеринбурга пришла телефонограмма: «…заключение является предупредительной мерой против побега, ввиду исчезновения Михаила из Перми. Председатель Уралсовета Белобородов». Так школа стала тюрьмой.

Широкомасштабная Гражданская война на Урале летом 1918 года угрожала существованию Советской власти в крае. В этих условиях по приказу Уралсовета в ночь с 17 на 18 июля 1918 года под предлогом переезда в безопасное место, «алапаевские узники» (в их числе оставшиеся добровольно в Алапаевске Варвара Яковлева и Фёдор Ремез) были вывезены к заброшенной каменноугольной шахте неподалеку от Верхне-Синячихиского завода.

Обреченных по одному, с завязанными глазами, проводили к проёму шахты и, после ударов (предположительно, обухом топора, молотка, прикладом винтовки) по голове и в область грудной клетки, сбрасывали в шахту. Князь Сергей Михайлович оказал сопротивление и был застрелен. Затем в шахту были скинуты несколько гранат.

Убиение алапаевских мучеников. Фото из интернета
Убиение алапаевских мучеников. Фото из интернета

Для сокрытия происшедшего инсценировали нападение на здание напольной школы и похищение алапаевских узников группой неизвестных лиц.

Правда открылась осенью 1918 года после взятия Алапаевска войсками Временного Сибирского правительства. Было возбуждено дело, началось расследование. В октябре была обнаружена шахта, в течение нескольких дней подняли останки «алапаевских узников» и их личные вещи.

После проведения следственных мероприятий гробы с телами были перенесены в Екатерининскую церковь, над ними отслужили заупокойную всенощную. На следующий день при многочисленном стечении народа останки были перенесены сначала к Напольной школе, а затем в Свято-Троицкий собор, где прах оставили в наглухо замурованном склепе в южной стороне алтаря.

Расследование по убийству продолжалось, но когда стало ясно, что город будет занят частями Красной армии, по ходатайству игумена Серафима (Кузнецова) разрешили эвакуировать гробы с останками «алапаевских узников» в его сопровождении. Их вывезли в Читу, где захоронили в Богородицком (Покровском) женском монастыре.

Но в марте 1920 года при отходе белых частей по указанию генерала М.К. Дитерихса, гробы были отправлены в Китай, где были встречены на вокзале Пекина и перенесены в церковь Серафима Саровского, в склепе которой должны были обрести покой.

Однако последующие события в Китае привели к тому, что теперь местонахождение останков неизвестно, кроме тел Великой Княгини Елизаветы Федоровны и крестовой сестры Варвары Яковлевой – они в январе 1921 года были привезены в Иерусалим и погребены в крипте русского храма Святой Марии Магдалины.

В 1981 году Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна и сестра Варвара были канонизированы Русской православной церковью за границей, а в 1992 году причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских Архиерейским собором Русской православной церкви.

Алапаевские мученики. Фото из интернета
Алапаевские мученики. Фото из интернета

В 1998 году в память о пребывании и мученической кончине в Алапаевске святой преподобномученицы Елисаветы Федоровны, возникла женская община. Во дворе Напольной школы в это время пустовало здание бывшего детского сада. Так и получилось, что первые насельницы монастыря обосновались рядом с местом, где провела последние свои дни Великая княгиня Елизавета Федоровна.

Сестры начали заниматься приемом паломников, которых в то время становилось все больше и больше, проведением экскурсий, оказывали помощь неврологическому диспансеру, детскому дому и приюту.

В 2003 году для паломников в здании Напольной школы открылась Мемориальная комната (в этом помогли сестры Марфо-Мариинской обители из Москвы).

В 2005 году община решением Святейшего Синода была преобразована в монастырь во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. А в 2006 году была утверждена его первая настоятельница — монахиня Олимпиада, совершившая в 2007 году поездку в Иерусалим, где покоятся мощи святой Елисаветы Феодоровны. Здесь ей была передана в дар частица мощей преподобномученицы — сейчас это главная святыня обители. Тогда же при монастыре открылась богадельня.

В 2015 году началось строительство отдельного храма во имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, который освятили 15 июля 2018 года, к 100-летию мученической гибели Романовых.

Храм во имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Фото с сайта монастыря
Храм во имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Фото с сайта монастыря

И к этой же дате в историческом здании открылась «Напольная школа города Алапаевска» - музей памяти представителей Российского императорского дома, рассказывающий о каждом из «алапаевских узников».

Экспозиция построена на подлинных архивных документах, уникальных изданиях, фото и киноматериалах, аутентичных памятниках эпохи. Создание экспозиции проводилось при активном участии Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество».

На площади возле Свято-Троицкого Собора в 2017 году был установлен памятник Великой Княгине Елизавете Феодоровне. Автор памятника, известный уральский скульптор Александр Кокотеев, изобразил сестру последней Российской Императрицы в одеянии сестры милосердия с крестом и цветком лилии в руках, которые символизируют чистоту и веру в Бога.

Свято-Троицкоий Собор и памятник Великой Княгине Елизавете Феодоровне. Фото из интернета
Свято-Троицкоий Собор и памятник Великой Княгине Елизавете Феодоровне. Фото из интернета

Неподалеку от Алапаевска на перекрестке дорог, идущих к Нижней и Верхней Синячихе, расположен мужской монастырь во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской, возведенный в память о трагедии на месте Шахты Межной.

Тематически в рамках Императорского маршрута путешествие в Алапаевск соединяется с посещением Храма-на-Крови в Екатеринбурге и монастырем "Ганина Яма" близ него, куда 17 июля 1918 года были привезены останки последнего Российского Императора и его семьи.

Любите путешествия со смыслом? Тогда нам по пути! Подписывайтесь на мой канал и ставьте 👍 статьям, так я пойму, что пишу на интересные вам темы.