20 декабря 1917 года Владимиром Ильичом Лениным была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР. Сокращенно — ВЧК. С тех пор день 20 декабря стал праздничным для всех сотрудников отечественной госбезопасности. Поздравляем!
И если у белорусского КГБ и с этой датой, и с названием, и с памятником Дзержинскому, что до сих пор стоит напротив Главного управления, все ясно и просто, то вот у российских коллег чуточку сложнее. Что четко и неизменно, так это то, что две братских спецслужбы денно и нощно стоят на страже нашей общей союзной безопасности.
У российских разведчиков в этом году особый повод праздновать — 100 лет Службе внешней разведки (СВР). И вот тут кое-какие цифры я вам «расшифрую». Итак, 20 декабря 1917 года — общая памятная дата союзной безопасности. Тогда-то и возникло само понятие «чекист»: неподкупный идейный борец за правду, в кожанке и с наганом в руке. 18 декабря 1991 года на базе Первого главного управления (внешняя разведка) КГБ распущенного СССР была образована СВР Российской Федерации. И вот она-то отмечает сегодня не 103 года от роду, как положено, а свое 100-летие. Почему?
Дело в том, что собственно внешняя разведка, или Иностранный отдел при Особом отделе ВЧК, действительно оформилась в специальное подразделение, то есть в предтечу СВР, только летом 1920-го. Поэтому 100 лет выглядят вполне логично. Но вот лето — это уж точно не декабрь, 20-е число. Как свидетельствуют архивы, в сентябре того же года созывается и Комиссия по «преобразованию Ино-ВЧК». Значит, было чего преобразовывать!.. В любом случае ясно одно: современные российские чекисты хорошо помнят и о своих корнях, и о своих предшественниках, потому-то избрали себе в праздник именно 20 декабря, как отсылку ко дню рожденья легендарной ВЧК. Такая дата — что-то вроде сигнальной ракеты, пароля или условного знака, отправленного в будущее.
Как говорят в разведке: «Снимите (т. е. прочтите. – Авт.) условный знак, дружище!»
Словом, как и положено хорошей секретной организации, даже официальная история Службы внешней разведки России весьма запутана. Оно и понятно, нужно уметь заметать следы. И резать «хвосты»! С другой стороны, хорошая разведка всегда опирается на свои традиции. Чтобы быть преданным работе, суть которой «не верить никому», нужно иметь то, во что можно верить! И чему нужно следовать, у кого учиться. Как говорил Феликс Дзержинский, первый руководитель ВЧК (кстати, наш земляк, родом из нынешнего Столбцовского района), у чекиста должны быть холодный ум, горячее сердце и чистые руки.
Таких людей всегда щедро рожала родная земля. Об одном только умолчал Железный Феликс — что профессия разведчика требует полной безвестности, а значит, самоотречения. Ведь известными публике становятся не самые лучшие разведчики, а лишь те, кто провалился или давно уже «не в поле». И если эти «не лучшие» носят такие великие и грозные имена, как Рихард Зорге, Николай Кузнецов, Рудольф Абель, Конон Молодый, Ким Филби, Алексей Ботя́н (еще один белорус), то какими же ловкими, смелыми и успешными были и есть те, кто до сих пор не засветился?! И не засветится никогда!
Сегодня я вам коротко расскажу про еще одну ставшую известной, но очень успешную операцию советской разведки, которая вошла в мировую сокровищницу тайной войны и заслужила у наших врагов такую славу, что те содрогались от ужаса и собственной неуверенности при одном лишь упоминании слов «Ино ГПУ – ПГУ КГБ». А все потому, что на эмблеме этой службы был нарисован не только щит, но и меч.
У американского писателя О’Генри есть рассказ «Трест, который лопнул». Так вот, у нас речь пойдет про Трест, который не только не лопнул, а, наоборот, был успешен настолько, что прихлопнул почти всю активность белоэмигрантской контрреволюции и, по мнению многих нынешних экспертов даже на Западе, фактически приостановил Вторую интервенцию против СССР, готовую начаться 1920-х годах. То есть избавил наш народ от еще одной Мировой войны.
Сколько их нам готовили наши западные «друзья» и «доброхоты» с помощью наших же предателей — не счесть! Две… три… пять… десять мировых войн, нацеленных на нас, — им все мало! Одно приятно: то, что у наших врагов всегда есть ощущение, что им чего-то не хватает для победы. И они не решаются на удар. Чаще всего не решаются.
В общем, в нерешительности останавливаются в шаге от наших границ. Такое ощущение и такой ступор должен был вызвать у белогвардейцев, белополяков, англичан, немцев, французов и американцев некий «Трест» – легендированная Ино ГПУ антисоветская тайная организация, разветвленная и могущественная и якобы готовая вот-вот захватить власть в СССР. А раз она готова это сделать, то и открытая война и интервенция вовсе не нужны — «плод» созрел и готов сам упасть.
Таков был общий замысел руководителей советской разведки — Дзержинского и Артузова. Операция по сути контрразведывательная, но работники ГПУ еще не разбирались тогда в подобных профессиональных тонкостях. Зато они были виртуозами, ибо были талантливы, умны от природы и чрезвычайно преданны интересам народа! И переиграли в конце концов своих многоопытных и циничных визави.
С помощью «Треста» большевистское руководство превратило капиталистов Запада в своих невольных пособников, используемых «втемную». Теперь вместо дорогостоящей войны западные воротилы надеялись на «Трест», на легкую победу внутри Советов, и потому удерживали белоэмигрантов, жаждущих карательных операций и кровавого террора, от активных действий. Мол, еще успеете, натешитесь!
Жадность Запада есть продолжение его кровожадности, и наоборот. Этим-то и воспользовались виртуозы с Лубянки. Кстати, самая активная часть операции «Трест» — имитация местной «активности»: всевозможные переходы границ, переброски, переписки и т.п. — происходила как раз на территории Беларуси. «Связь с Западом» была налажена именно под Минском — там, где пролегала прежняя граница с Польшей.
Жаль, что в этих местах нет до сих пор ни музея, ни монумента, ни хотя бы памятного знака. Сколько выдуманных, высосанных из пальца «вех» разбросано по окрестностям, а вот подлинные все еще остаются в безвестности!
Всех тех, кто хотел бы проследить головоломные и очень опасные перипетии тех лет, когда наши деды вместе отстаивали безопасность наших народов, я отсылаю к советскому телесериалу «Операция «Трест». Пусть же интернет хоть иногда послужит патриотическому воспитанию!
А вас, дорогой читатель, я еще раз поздравляю с Днем сотрудника госбезопасности. И, поверьте, это не столько профессиональный, сколько наш общий праздник…
Автор статьи: Вадим Елфимов
Автор фото: pixabay.com, соцсети