Найти тему
Fed Boat

Как купить яхту. Первую. Если ты ничего в этом не понимаешь

Оглавление

Давайте разберем один очень важный вопрос. Этим постом я хочу дать понять вам, читатели, что яхтинг- это не только для "небожителей"..))

Итак, рассказ о том, как семейная пара выбирала и покупала свою первую лодку и что из этого вышло.

Ссылка на оригинальную статью автора со всей сопутствующей информацией приведена в конце этого текста.

Как новичку, ничего не понимающему в яхтах, найти, купить и переехать жить на яхту всей семьей. Как выбрать яхту, на которой можно жить? Пошаговая инструкция, основанная на нашем опыте.

Когда у нас появилась идея переехать жить на яхту, мы были совершенно не опытными и ничего не знающими новичками. Долго откладывали даже сам сбор информации о покупке, потому что вопросов в голове была уйма, и от этого процесс казался ужасно сложным с кучей подводных камней. Собрались с силами в июле 2016 и за две с лишним недели все изучили, просмотрели, купили и переехали на яхту. Как это было…

Мы перешерстили весь интернет, составили огромные списки что и зачем нужно узнать/сделать и тихонько ужасались от объема нашего незнания. Но! Все на деле намного проще — это как купить автомобиль. Тут мы расскажем обо всех вопросах, которые у нас были в самом начале, и как мы их разрешили.

Запомните, купить яхту, переехать жить на нее и путешествовать — очень и очень просто!

Список вопросов перед покупкой

1. Ваш бюджет. В сумму помимо стоимости на яхту также стоит заложить затраты на первое время(питание), покупку оборудования (если чего-то не хватает) и возможный ремонт. Мы ориентировались на сумму в 15.000 евро.

2. Определяемся с длиной. Нас к тому времени уже стало трое. До этого мы 3 года путешествовали на авто и часто останавливались в палатке. Жизнь в стесненных обстоятельствах и на ходу нам уже была хорошо знакома. Во время дальних путешествий, например за Полярный круг, приходилось и в машине поспать. Поэтому при выборе комфортной длины лодки мы согласились с длиной, которая определилась нашим бюджетом — это 10, 11 метров. Скажу сразу, что если у вас есть возможность взять больше на пару метров — будет еще удобнее. Свободное место и возможность передвигаться, не врезаясь друг в друга — очень важны. Итак, мы остановились на 10-11 метрах. Для новичков — это еще и отличный вариант научиться, потому что с небольшой лодкой проще разобраться в управлении, швартовке и содержании. Если в море вдруг налетит порыв, справиться с ним начинающему на небольшой яхте будет проще — вам потребуется меньше усилий, чтобы быстро свернуть паруса, а во время швартовки, если вы не рассчитали с дистанцией, даже девушка сможет удержать лодку руками на причале.

Цена, длина и год — это связка взаимозависимых величин, и с ними нужно найти компромисс. Еще один миф: старые лодки плохие. Наша яхта 1972 года, два хозяина, заботливые руки, и состояние ее, как следствие, хорошее. Не пугайтесь годов, чаще более «взрослые» лодки — более надежные. Во время выбора важно оценить состояние и решить насколько вы готовы иметь с ним дело. Год имеет значение и влияет на стоимость.

3. Из бюджета вытекает регион покупки. Что мы об этом узнали, пока искали и ездили:

  • Средиземное море — цены на 20-30% выше на те же самые размеры/год, чем в Скандинавии, плюс в том, что лодку не нужно гнать через северные моря;
  • Скандинавия — много хороших, спроектированных для суровых условий лодок с очень низкими ценами (наш вариант);
  • США — местами цены еще ниже скандинавских, с производителями и надежностью лодок не успели разобраться потому, что отмели этот рынок из-за дальнего расстояния, но их яхты также бойко ходят через океаны, значит все очень даже хорошо. (Ссылка на историю семьи, которая купила лодку в США и перегнала ее через океан в Средиземку — в конце статьи).

Почему Скандинавия? — Потому что надежность и стоимость. Давние мореходные традиции, огромный опыт в постройке лодок, регион с суровыми погодными условиями, а значит лодки более надежные.

Страны, из нашего списка:

  • Нидерланды (много яхт, состояние приемлемое, большинство лодок небольших размеров, возможно обусловлено привычками голландцев. Из всех скандинавских стран, самые высокие цены).
  • Германия — цены ниже, есть большие и хорошие варианты, не так много лодок нашей длины на продажу (в нашем списке была всего пара).
  • Дания — второе место, масса отличных дешевых вариантов.
  • Швеция — лидер в списке по количеству и цене.

4. Строим список лодок. Итак, бюджет, размер и рынок выбрали. Теперь самое время составлять список самих лодок.

Список локальных сайтов по продаже лодок в Скандинавии — в конце. Основной сайт для поиска яхт для покупки в Европе. На этом сайте много объявлений от владельцев — дополнительная экономия, не нужно платить агентам. Свою яхту мы купили из первых рук.

Как работать со списком? У нас получился лист из 160 яхт в 11 странах, его мы собрали и отсортировали за 3 дня. Посмотреть список можно тут, в нем яхты цены, характеристики. Для каждой лодки проставили по 10-бальной шкале оценки: первую за набор оборудования и вторая оценка — за внешний вид, насколько нам понравилось то, что мы увидели на фото. Про оборудование: тогда мы наивно считали, чем его больше, тем — лучше. Списка необходимого оборудования у нас не было. Скажу наперед, вот минимум, который был на яхте и которого нам хватило: бак для воды 100л, топливо 60л, старенький эхолот, старенькое vhf радио, все остальное — для доп удобства, и жить без этого можно. Карты и погода у нас были на телефонах.

После оценки, мы отмели все варианты, с баллами меньше 7, и в списке осталось уже 60 лодок. Дополнительно Василий вывел формулу проверки на адекватность: отношение стоимости к квадрату длины — слишком маленькие значения были подозрительны, а большие — не оправданы.

5. Едем. Список лодок, марин и стран готов. Что дальше? Пишем владельцам объявлений, собираемся и в путь. Лучше сразу ехать в страну с большим количеством выбранных лодок — сэкономит время. Даже если вам не пришли ответы по всем лодкам, что вы запрашивали (хозяин может быть в отпуске, лодку уже купили, а это быстро происходит на севере) вы можете просто по карте находить марины и заезжать в них. В каждом офисе капитанерии висят объявления о продающихся тут яхтах с фото, описанием и ценой, и вы сразу же сможете в живую посмотреть на желанные 10 метров и понять, какие показатели в своем списке пересмотреть. Из своего огромного списка мы посмотрели от силы 5 лодок :), но работа с ним помогла нам набить руку и запомнить кучу терминов и понятий, тем более, что общаться нужно было на английском.

Мобильная связь.

В каждой стране нам пришлось покупать местные симки, старались брать с интернетом, чтобы по дороге обновлять информацию в списке, искать марины и договариваться о встречах.

Жилье по дороге.

Пару раз спали в палатке пока ехали из Черногории в Италию, находили жилье через airbnb (Германия и Нидерланды), пару раз спали в машине. Гостиницами не пользовались.

Деньги.

Налички брали немного в евро, на случай, если на заправках или в магазинах не будут принимать карты. В основном пользовались банковскими картами. Оплату за яхту передавали наличкой — много раз и несколько дней снимали нужную сумму.

6. Первый быстрый осмотр, что проверять? Мы записали «умный список» с кучей нюансов для проверки (список тут). Во время первого осмотра нет необходимости досконально проверять каждый рундук, это можно сделать потом, если в целом ситуация с лодкой вам нравится. Во время первых осмотров мы обращали внимание, и это крайне важно, на то, что лодка должна стоять на воде — так вы точно будете уверены, что она — плавучее средство. Этот совет нам-новичкам дали наши друзья-яхтсмены, с которыми мы случайно познакомились в Черногории и кого пытали своими, как нам казалось бесконечными глупыми вопросами. Также смотрим на общее состояние — хорошо ли за ней смотрели, убит или нет салон, плесень, ржавчина, ухожен и покрашен ли корпус — по этому перечню сразу можно прикинуть количество работ и денег, которые придется сразу вложить. Спрашиваем про оборудование и состояние парусов, последнее очень важно, если вы сразу, как мы, будете выходить в море. Просто походите и посидите по каютам, оцените, насколько вам будет комфортно и просторно. Важно, во время крена и качки пространство внутри значительно сокращается, поэтому если вам будет тесно на стоячей воде, то в волнение вы будете передвигаться по стенам 🙂 Да, заранее просмотрите список терминов на английском языке, хотя они у вас уже могут быть в памяти после составления списка лодок с европейских сайтов. Базового английского вполне достаточно, иной раз объясняли просто на пальцах.

Вопросы, которые дополнительно спрашивали:

  • история лодки — не было ли аварий;
  • что бы владелец сделал первым делом перед выходом в море;
  • жил ли он и как долго на лодке не сходя на берег;
  • самые суровые условия, в которых он бывал.

Вот таких «быстрых» и разочарованных в конце осмотров у нас было около 5 в Нидерландах и Дании. После чего мы все больше убеждались, что нам нужно ехать на север. Оговорюсь, все это время мы ехали с нашим 4-месячным карапузом, и он мужественно и с удовольствием участвовал в процессе. Его присутствие значительно ускоряло все наши действия — мы просто обязаны были быть максимально эффективными. Навострив колеса в Швецию, мы решили дать шанс одной лодке из Германии, которая была среди лидеров по нашим оценкам, и которую мы убрали из списка «для просмотра» из-за слишком малого количества немецких лодок — не хотелось наматывать километры ради двух экемпляров. Но это оказалась та самая яхта. Сложились все параметры: размер-цена-состояние, и мы договорились о покупке после 15 минут пребывания на ней, а все остальные встречи отменили, хоть нас и ждал в Швеции легендарный Халберг Расси Монсун 31!

7. Второй и основательный осмотр. Как дилетанты в этом деле, мы попытались залезть везде, Василий даже нырял и смотрел на состояние корпуса, винта и киля под водой (корпус был хорошо окрашен и не было явных неровностей и следов осмоса, которым может заболеть корпус из стеклопластика). Тестировали все помпы и краны(не должны протекать), заполняли бак водой, включали все лампочки и огоньки(не должны моргать, а включаться сразу), прощупали все ящички-рундуки-пайолы(должны быть сухими и без плесени), осмотрели внешне и запустили двигатель(не протекает масло, звук от работы адекватный), спиртовая печь(а у нас такая — наполняли спиртом и зажигали), радио, туалет, аккумуляторы и их клеммы, походили по палубе, посмотрели на мачту, гик, закрутку стакселя, ванты… Мы залезли во все и везде, спросили кучу глупых вопросов, типа «что это за трубочка и для чего она?» На некоторые вопросы даже владелец не смог ответить. Будет хорошо, если во время второго осмотра вы поймёте, что лодка идеальная — так было у нас. И совершенно не катастрофично, если вы обнаружите какие-то неполадки — все можно поправить, просто оценивайте свои силы и возможности.

8. Тестовый выход в море. После первого выхода еще раз проверили пространство под полом на предмет протечек и осмотреть моторный отсек. После этого взяли договор на прочтение.

9. Договор и оплата. Для подписания договора понадобился только загран паспорт, никаких корочек шкипера и лицензий — их у вас может пока и не быть. Заплатили только половину суммы по обстоятельствам, и договорились сразу переехать жить на лодку, чтобы не тратиться на жилье и быстрее приготовить ее к перегону на Канары из Киля.

Документы на собственность

Ваш договор о покупке — вот и весь документ. Мы его не заверяли, у нас просто оригинал с подписями. В договоре перечислено все имеющееся оборудование, которое есть на борту.

10. Стоянка в марине после покупки. У бывшего владельца был договор на сезонную стоянку в марине, и до ноября мы могли бесплатно стоять и пользоваться электричеством и водой.

Собственно вот и все то страшное, через что вам придется пройти. На момент покупки шкиперская лицензия была только у меня(3 года назад я училась в Мармарисе — 2х недельные курсы в море. Школа Yuksel), Василий же впервые ступил на борт и получал опыт уже в море.

Кратко про лицензии. (об этом скоро будет отдельная статья)

Для покупки никаких документов, кроме паспорта не нужно. Во время перехода одной лицензии более, чем достаточно, и не важно RYA или IYT (лицензия — это чисто формальность и у нас ни разу никто нигде ее не спросил). Лицензия vhf оператора — тоже достаточно одной для лодки. Я прошла 2х дневные курсы онлайн в Москве. Бумажную лицензию мы не стали запрашивать по почте, у меня она есть просто в pdf, и эту лицензию у нас тоже никто нигде не спрашивал. (ссылка на онлайн-курсы VHF оператора).

Следующие шаги после покупки: регистрация и страховка лодки. Подробнее опишу в отдельной статье, а тут пока кратко в двух словах.

Регистрация яхты.

Флаг под которым ходите. Пока так и не поняли, что же это дает, но все делают и мы тоже :). Похоже на регистрацию автомобиля в стране. Сделали голландский за 350евро (каждый год 250евро продление), и через неделю получили ее по почте. Хождение под флагом ЕС — никаких таможенных вопросов в шенгене не было, да и после выхода из Киля мы не заходили пока ни в одну таможню.

Страховка.

Еще в процессе оформления. После покупки написали в 6 страховых компаний включая Пантениус, и либо не получили ответа, либо — отказ (из-за возраста лодки).

Пара слов о нашей яхте.

Это Van de Stadt Pionier 10, длиной 33 фута. 1972 года. Стоимость 9900 евро.

Пример
Пример
Пример салона
Пример салона

На борту: эхолот, Gps приемник(кроме координат показывает скорость относительно земли — в паре с логом, который показывает скорость по воде, помогает оценить скорость течения), датчик наклона корпуса(пока не нашли применения), vhf радио, 100л бак воды, 50л бак топлива, ручной туалет, спиртовая плита, тендер, авторулевой(очень важный прибор!), двигатель nanny 2002 года 21л/с, webasto (древний не работающий обогреватель, уже починили, требует доработок, вместо него пока пользуемся электро-вентилятором), спас плот, спас жилеты, куча отверток и всяких штук для ремонта.

Паруса: состояние более-менее, 2 стакселя, штормовой стаксель, грот, 2 спинакера (ни разу не поднимали). Всего этого достаточно для жизни.

На текущий момент со всем этим добром мы прошли 1600миль.

Не бойтесь начинать. Не бойтесь идти к такой цели. Главное — начните действовать. Яхта — это более, чем доступно любому человеку, с любым достатком. В Скандинавии держать в семье яхту — как иметь велосипед у нас. Пора уже развенчать миф о том, что яхта — это имущество, доступное только людям с большим кошельком. И, да, берите с собой своих детей — жить и путешествовать семьей на лодке — огромное удовольствие.

Оригинальная статья ТУТ

СПАСИБО!

Яхты
4360 интересуются